Администратор: +7 (4872) 47-22-41
Заказ экскурсий: +7 (4872) 31-10-04, excurs-arms@mail.ru
Постоянная экспозиция
Выставки (6).JPG
Все новости

Выставка «Эпоха рыцарства. Западноевропейское оружие IX-XVII веков»

03.11.2016 - 14.05.2017
Здание музея оружия на территории Тульского кремля

Друзья, спешите на потрясающую выставку
«Эпоха рыцарства. Западноевропейское оружие IX-XVII веков»
из собрания Государственного Эрмитажа!


3 ноября выставка «Эпоха рыцарства. Западноевропейское оружие IX-XVII веков» торжественно открылась в здании музея оружия в Тульском кремле. Впервые в удивительном «рыцарском зале» экспонируются предметы из собрания Государственного Эрмитажа. Обращаясь к гостям, директор музея оружия Н.И. Калугина подчеркнула особое духовное значение выставки, которая напоминает о высоких нравственных идеалах рыцарства, благородстве и мужестве. Куратор выставки, заведующий сектором оружия отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа Ю.Г. Ефимов поблагодарил тульских коллег за совместную работу и выразил признательность за честь представлять выставку в легендарном музее города оружейников. В церемонии открытия приняли участие директор департамента культуры министерства культуры Тульской области И.В. Иванова, ветераны войны и труда, руководители и представители учреждений культуры Тульской области, региональных и муниципальных органов власти, общественности, студенты, школьники, участники клубов военно-исторической реконструкции.

Приглашаем туляков и гостей города на праздничных выходных погрузиться в эпоху средневековья на великолепной выставке «Эпоха рыцарства. Западноевропейское оружие IX-XVII вв.»! Не пропустите!


В Туле выставка «Эпоха рыцарства. Западноевропейское оружие IX-XVII веков» из Государственного Эрмитажа экспонируется впервые. На выставке представлено около 190 предметов.

Тематика выбрана не случайно, учитывая научную направленность музеев, а также быстро возрождающийся интерес к эпохе средневековья, особенно среди молодежи, которая является основным «двигателем» развития исторических реконструкций.

Большой интерес для посетителей выставки представляют турнирные и парадные доспехи, изготовленные лучшими мастерами Германии и Италии в XV и XVI веках. Дополняют раздел защитного вооружения шлемы, щиты, кирасы, перчатки.

Среди предметов холодного оружия, представленных на экспозиции, - мечи эпохи раннего средневековья, когда западноевропейское рыцарство только зарождалось, а также дуэльные шпаги XVII столетия – свидетели его упадка.

Известно, что огнестрельное оружие, появившись в Европе в XIV в., через два столетия стало «могильщиком» рыцарей, мощные доспехи которых не смогли сопротивляться силе пороха. Однако именно дворяне-рыцари стали использовать для своих охотничьих забав ружья и пистолеты, заказывая роскошные, инкрустированные драгоценными металлами и слоновой костью, произведения, у лучших мастеров оружейного искусства.

Экспозиция знакомит посетителей с уникальными образцами оружия, в течение многих лет хранящимися в Эрмитаже. Экспонаты дают возможность оценить тот вклад, который внесли европейские мастера в развитие оружейного искусства, а также продемонстрировать лучшие образцы, их техническое совершенство и богатое художественное убранство. Эти предметы давно утратили свое практическое назначение, но их достоинства убедительно свидетельствуют о таланте и мастерстве оружейников прошлого.

Выставка представлена в здании музея оружия в Тульском кремле до мая 2017 года. Не пропустите!


Экспонат на выставке Эрмитажа в здании музея оружия на территории Кремля. Седло как элемент рыцарского снаряжения.

Седло специальной конструкции являлось одним из основных элементов рыцарского снаряжения. Оно обеспечивало правильную посадку и давало возможность наносить таранный удар копьем, на котором основывалась рыцарская тактика ведения боя. Седло имело в своей основе жесткий деревянный каркас, устроенный так, чтобы нагрузка приходилась не на позвоночник лошади, который можно повредить, а на ее плечи и широкую часть спины. Каркас седла повторял форму спины лошади и распределял по ней вес всадника. Передний и задний края рыцарского седла - «луки» - были высокими, что обеспечивало более прочную посадку, а в некоторых случаях и дополнительную защиту. Деревянная основа лук с внешней стороны усиливалась стальными пластинами. К XVI веку высота лук несколько уменьшилась, у сёдел появились «крылья» - боковые кожаные лопасти, прикрывавшие твердые выступающие элементы седла в местах соприкосновения с ногами всадника. На современный взгляд, рыцарские седла кажутся очень жесткими, но сидевшие на них воины были облачены в стальные доспехи, а там, где рыцарь непосредственно касался седла, оно покрывалось слоем набивки из шерсти или пера. Само сиденье было высоким и достаточно узким, благодаря чему обеспечивалась глубокая прочная посадка с выпрямленными ногами, необходимая для нанесения таранного удара копьем. При нанесении такого удара рыцарь упирался в заднюю луку седла и в стремена, плотно зажав копье под мышкой. Это позволяло вложить в удар вес лошади, рыцаря в доспехах и энергию их движения.

Седло, представленное на выставке «Эпоха рыцарства. Западноевропейское оружие IX-XVII веков», было изготовлено в Германии между 1520 и 1525 годами. Отделка передней и задней лук, покрытых по всей поверхности ребрами жесткости, соответствует популярному в тот период «максимилиановскому» стилю доспехов.

Седло как элемент рыцарского снаряжения


Экспонат на выставке Государственного Эрмитажа в здании музея в Тульском кремле. Щит «павеза».

Щиты типа «павеза» получили свое название от итальянского города Павия, где они, вероятно, первоначально производились. Они имели широкое распространение в Западной и, отчасти, в Восточной Европе в XIV-XVI вв. Их отличали значительные размеры и прямоугольная, или близкая к ней, форма. Данный щит, например, имеет высоту 104 см. Характерной чертой павезы является выпуклое вертикальное ребро, разделяющее наружную сторону щита на две половины.

Щиты «павезы» были удобны для пехотинцев, зачастую являясь для них основным средством защиты. Из таких щитов можно было составить строй, подобный стене. Арбалетчики могли вести огонь, выглядывая из-за «павезы», или спокойно перезаряжать свое оружие, полностью укрывшись за щитом. Для этого «павезы» часто снабжались остриями для втыкания в землю или подпорками.

Представленный щит был изготовлен в Богемии в середине XV в. Его основу мастер сбил из досок, обтянув их затем кожей и холстом. На лицевой стороне щита изображена фигура св. Вацлава в кольчуге, с копьем и щитом. Этот святой особо почитаем в Чехии как воитель и покровитель чешского государства. Поскольку дерево, кожа и холст, из которых состоят щиты, сохраняются плохо, количество данных предметов невелико даже в собраниях крупнейших европейских музеев. Щиты с хорошо сохранившейся росписью, подобные представленному на нашей выставке, и вовсе являются редким и уникальными экспонатами.

Щит «павеза»


Экспонат на выставке Государственного Эрмитажа в здании музея в Тульском кремле. Доспех для коня.

В Западной Европе доспехи для лошадей начали распространяться с середины XIII в. Их основу составляла кольчужная попона. Голове лошади нужна была более жесткая защита, которой стали конские наголовники, часто называемые «налобниками» или «шанфронами». Они изготавливались из твердой, вываренной в соляном растворе кожи, или из металла. Широкое распространение такая защита получила в XIV в. Наголовники разных типов могли закрывать голову лошади целиком или частично. Для турниров «шанфроны» нередко делали «слепыми» - без отверстий для глаз, чтобы лошадь не пугалась и не отвлекалась. Во II половине XVI в. в связи с общим облегчением доспехов стали делать упрощенные наголовники. Они состояли из двух металлических пластин, соединенных на уровне глаз или ниже. Наголовник, представленный на выставке «Эпоха рыцарства. Западноевропейское оружие IX-XVII веков»» в здании музея оружия в Тульском кремле, был изготовлен в Германии в 20-30-е годы XVI века.

Доспех для коня


Из приключенческих романов и фильмов многие знают о храбрых и ловких индейцах, чьим оружием зачастую являлся томагавк – метательный топорик. Эффективность такого оружия зависит исключительно от силы рук и сноровки того, кто им пользуется. Во время полета топор вращался вокруг своей оси, но воин должен был метать его так, чтобы он воткнулся в цель лезвием. Метательные топоры применялись в различные эпохи во многих частях света. В Европе подобными топорами – «францисками» – в раннем средневековье пользовались племена франков, захвативших римскую Галлию и создавших там собственное государство.

Многие думают, что с появлением рыцарства подобное оружие исчезло, но это не так. Метательные топорики использовались в Центральной Европе на землях Священной Римской империи даже в XV веке. Их внешний вид и качества значительно изменились. Все концы топора, включая короткую рукоятку, снабжались лезвиями или остриями, как на экземпляре, представленном на выставке из собрания Государственного Эрмитажа «Эпоха рыцарства. Западноевропейское оружие IX – XVII веков» в здании нашего музея на территории Тульского кремля. Топорик оказался практически непригодным для рукопашного боя и превратился в исключительно метательное оружие. В Европе в это время кроме знаменитых английских луков использовались также мощные арбалеты и раннее огнестрельное оружие. Метательные топоры, заметно уступавшие им, не получили широкого распространения, в связи с чем представленный экземпляр является очень редким. Он произведен в первой половине XV века в одной из южногерманских оружейных мастерских, на что указывает выбитое на топоре клеймо в виде креста.

Экспонат из собрания Эрмитажа на выставке музея в Тульском кремле. Немецкий метательный топорик XV века


На выставке представлена антикварная модель полного латного доспеха. Она относится к категории миниатюрных копий западноевропейских доспехов середины XVI столетия, которые служили украшением интерьеров замков и богатых особняков. Модель состоит из тех же частей, что и доспех середины XVI века, повторяя в уменьшенном размере все его основные детали. Обращает на себя внимание тонкость и высокое качество работы. Данная модель известного мастера Э. Гранже, работавшего в 30-60 гг. XIX века, изготовлена во французском городе Сент-Этьен.

Доспехи использовались в середине XVI в. тяжелой кавалерией – наследницей рыцарской конницы. Несмотря на развитие огнестрельного оружия, постепенно снижавшего значение доспехов, подобная защита еще продолжала использоваться как в бою, так и на турнирах. К середине XVI в. европейские оружейники достигли такого мастерства, что эти доспехи можно было использовать одновременно в качестве боевых, парадных и турнирных. В последнем случае к ним прикреплялось несколько дополнительных защитных элементов, что позволяло владельцу брони сэкономить, отказавшись от приобретения нескольких доспехов.

3878.jpg


Наиболее раннее упоминание о доспехах, специально изготовленных для турнира, относится к 1278 г. Тем не менее, вплоть до XV в. на турнирах практически всегда использовались обычные боевые доспехи. В конце XIV в. появился самый распространенный элемент турнирных доспехов – шлем «лягушачья голова» или шлем «с лягушачьим ртом». Такие шлемы отличались значительным весом, опирались на плечи и часто даже прикручивались к кирасе. Кираса и плечевые щитки также делались крупными и массивными, поскольку эти элементы, как и шлем, на турнире служили мишенью для копья противника. Защита ног, напротив, изготавливалась облегченной, в виде отдельных деталей. По правилам турнирных поединков целиться в ноги было нельзя. Подобные доспехи оптимально подходили для турнира, но в бою их использовать было уже невозможно. Вследствие этого рыцарям, принимавшим участие в турнирах, приходилось приобретать по два комплекта доспехов (боевой и турнирный), что было достаточно дорого даже для состоятельных феодалов. К середине XVI в. европейские оружейники достигли такого мастерства, что доспехи наиболее высокого качества, такие как представленный экземпляр, можно было использовать одновременно в качестве боевых, парадных и турнирных, прикрепив к ним лишь несколько дополнительных защитных элементов. Это позволяло владельцу брони сэкономить, отказавшись от приобретения нескольких отдельных доспехов.

Выработанные формы орнаментации доспехов в виде полос гравировки, таушировки или травления ничуть не снижали их боевых качеств. Декоративное оформление данного комплекта основано на широких полосах сложного стилизованного орнамента, характерных для итальянского защитного вооружения XVI в. Вместе с тем, стиль исполнения орнаментации несколько отличается от итальянских образцов, позволяя предположить определенное влияние аугсбургских оружейников.

З.О.-3981_1.jpg


Друзья, сегодня мы рассказываем о нагруднике кирасы - уникальном экспонате, представленном на выставке «Эпоха рыцарства. Западноевропейское оружие IX-XVII веков» из собрания Государственного Эрмитажа, размещенной в здании музея оружия на территории Тульского кремля.

Кирасы существовали еще в период античности. Затем они надолго вышли из пользования и возродились только в конце XIV в. В XVI, и особенно XVII веках, возникла необходимость облегчения и удешевления доспеха. Поэтому вновь начали использоваться отдельные латные нагрудники без защиты спины. В XVI в. производство подобных доспехов получило широкое распространение. Приемы декоративной отделки снаряжений достигли высочайшего уровня. Знатные феодалы соревновались между собой в богатстве и великолепии доспехов. В то же время изменившийся характер ведения боя заставил старших военачальников отказаться от личного участия в схватках с противником. Их доспехи стали превращаться в статусный атрибут, предмет искусства.

Представленный экспонат изготовлен в Италии в последней четверти XVI века в мастерской Помпео де ля Кьеза. Поверхность данного нагрудника украшена семью полосами вытравленного орнамента с изображением оружия, животных и воинов в медальонах. В орнаменте под выкованным в форме жгута краем шейного выреза помещено клеймо в виде креста и лилии. Ниже вырезана надпись: «PONPE» - клеймо мастерской Помпео де ля Кьеза (итал. Pompeo della Cesa). Среди заказчиков мастерской были влиятельные представители знати: испанский король Филипп II Габсбург, герцог Пармы и Пьяченцы Александро Фернезе, великий герцог тосканский Франческо I Медичи, князь-епископ Зальцбурга Вольф Дитрих фон Райтенау и многие другие.

ЗО-3527.jpg


Аркебуза - одно из первых наименований ручного огнестрельного оружия. Это слово происходит от итальянского «archibuso», которое представляет искаженное голландское «hakebusse» или немецкое «hakebuchse». Первые аркебузы имели самую примитивную конструкцию: фитильный замок и почти прямой приклад. Их вес доходил до 20-30 кг. В XVI в. научились изготавливать более легкие аркебузы, которые стало возможно с удобством удерживать двумя руками, как современные ружья. Приклад приобрел изогнутую форму. После того, как в армиях в первой половине XVI в. распространились мушкеты, отличавшиеся большим калибром, длиной ствола и, как следствие, весом, аркебузы стали популярны в качестве охотничьего оружия.

В XVI в. аркебузы помимо фитильных стали снабжать и колесцовыми замками. В них воспламенение происходило за счет трения колесика с насечками о кусочек пирита. Идея такого устройства высказывалась Леонардо да Винчи в последней четверти XV в., но практически система была воплощена лишь немецкими оружейниками из Нюрнберга во II десятилетии XVI в., а широкое распространение получила с середины XVI в. Колесцовый замок требовал тщательного ухода, нередко ломался и имел высокую стоимость. Вследствие этого в пехоте он не смог стать основной системой, но для кавалерийских пистолетов такой механизм оставался незаменимым до появления кремневого замка. Также колесцовое оружие широко использовалось на охоте представителями знати. Изготавливали колесцовые замки в таких крупных и известных центрах оружейного производства, как Нюрнберг, Аугсбург, Дрезден. Представленная аркебуза была изготовлена в 1621 году предположительно мастером Хансом Штокманом из Дрездена для курфюрста Иоганна-Георга I Саксонского.


Рыцарский «боевой плащ» из стали - уникальный доспех XVI века.

На выставке «Эпоха рыцарства. Западноевропейское оружие IX-XVII веков», размещенной в здании музея оружия на территории Тульского кремля, можно увидеть уникальные экспонаты из собрания Государственного Эрмитажа. Например, рыцарский «боевой плащ».

Как известно, долгое время основным средством защиты рыцаря был щит. По мере развития доспехов значение щитов снижалось. Поскольку крупный щит был помехой при управлении лошадью, его размеры стали уменьшаться, и ко второй половине XIV в. он превратился в небольшой выгнутый щиток «тарч», висевший на плече рыцаря.

После появления в XV в. полных латных доспехов щиты окончательно вышли из боевого употребления рыцарей, но продолжали использоваться на турнирах. В XVI в. турнирные щиты были заменены стальными усиливающими накладками, за свою форму получившими название «боевой плащ». Такие накладки также крепились на левом плече рыцаря, защищая эту зону от мощных таранных ударов копья на конных турнирах. Такой «плащ» позволял использовать на турнире обычные боевые доспехи вместо того, чтобы покупать еще один дорогостоящий полный комплекс доспехов.


Экспонат Государственного Эрмитажа на выставке Тульского музея оружия. Шлем каркасный. Западная Европа. VII–VIII вв.

Шлем относится к типу каркасных боевых наголовий, которые также назывались «шпангенхельмами» (нем. spangenhelm) и были широко распространены в Европе в период IV – XII вв. При существовавшем в то время уровне кузнечного мастерства изготовить шлем из нескольких слегка изогнутых пластин было проще, нежели выковать его из цельного куска металла. Подобные шлемы, дополненные наносниками и кольчужными бармицами для защиты шеи, использовались первыми рыцарями.

Высота шлема - 19 см. При его изготовлении использовались железо и медный сплав, а также применялись техники ковки, чеканки, золочения.


Экспонат на выставке Государственного Эрмитажа. Гусарский щит «тарч».

Щиты подобной формы использовались в Восточной Европе. Первыми их начали применять, вероятно, турки-османы, а от них заимствовали венгры и поляки, у которых подобные щиты стали характерной частью вооружения гусар - легкой конницы. Щит в форме крыла, иногда украшавшийся настоящими птичьими перьями, был призван подчеркнуть легкость, стремительность этих воинов. Однако выступ в верхней правой части щита имел и практическое назначение – он предохранял шею и голову всадника от рубящих ударов. В Польше в XVI в. гусары, получившие уже к тому времени прозвище «крылатых», превратились в тяжелую кавалерию. Надежный доспех позволил им отказаться от использования щитов, и украшения в виде крыльев стали крепиться к седлу или спине всадника.

Представленный щит датируется началом XVII века и изготовлен в Восточной Европе. Его высота – 1 метр 13 сантиметров, а масса – около 3-х килограммов.


Экспонат на выставке Государственного Эрмитажа. Кинжал дага.

Тайны средневековья и Нового времени продолжает раскрывать уникальная выставка «Эпоха рыцарства. Западноевропейское оружие IX-XVII веков» из собрания Государственного Эрмитажа, работающая в здании музея на территории Тульского кремля.

Начало XVII века… Италия…Кинжал «дага». Удивительный образец холодного оружия Нового времени.

Дага отличается от простого кинжала наличием развитой гарды, приспособленной для парирования ударов. Данный вид оружия сформировался в Западной Европе в период Ренессанса и был особенно распространен в Испании и Италии. Дага играла роль дополнительного оружия для левой руки, заменившего щит. Она служила, в основном, для парирования ударов противника, в то время как атака осуществлялась правой рукой, державшей шпагу или рапиру. Дага распространилась в период облегчения снаряжения и отказа от использования щитов. Она была легче и удобнее последнего в повседневном ношении, и поэтому быстро завоевала популярность в среде дворян и горожан. Важным условием для распространения этого оружия стало происходившее в XVI в. активное развитие фехтовального искусства. Дага была, в первую очередь, дуэльным и гражданским оружием, но также использовалась и в армиях XVI – XVII вв. В Западной Европе даги просуществовали вплоть до XVIII в.

Представленный кинжал изготовлен из стали и дерева техникой ковки, чеканки и резьбы. Общая его длина - 40 см, а длина клинка - 27 см.

Спешите на выставку Государственного Эрмитажа в здание музея в Тульском кремле!


Статья заместителя редактора «Молодого коммунара» Ирина Скибинской о выставке Государственного Эрмитажа «Эпоха рыцарства. Западноевропейское оружие IX-XVII веков» в здании музея оружия в Тульском кремле.

«Мечи викингов и «утренняя звезда» с шипами».


Доспех турнирный «штехцойг»! Экспонат на выставке Государственного Эрмитажа в здании музея оружия в Тульском кремле!

Наиболее раннее упоминание о доспехах, специально изготовленных для турнира, относится к 1278 г. Тем не менее, вплоть до XV в. на турнирах практически всегда использовались обычные боевые доспехи. В конце XIV в. появился самый распространенный элемент турнирных доспехов – шлем «лягушачья голова» или шлем «с лягушачьим ртом». Он развился из шлемов типа «топфхельм», которые в тот период выходили из боевого употребления, но оказались удобны для турнирных поединков на копьях. Такие шлемы отличались значительным весом, опирались на плечи и часто даже прикручивались к кирасе. Кираса и плечевые щитки также делались крупными и массивными, поскольку эти элементы, как и шлем на турнире, служили мишенью для копья противника. Защита ног, наоборот, изготавливалась облегченной - в виде отдельных деталей, поскольку по правилам турнирных поединков целиться в ноги было нельзя, и туда мог попасть лишь случайный удар.

Турнирные доспехи этого типа, известные под названием «штехцойг» («Stechzeug»), использовали во время специального турнира (Gestech) на копьях, особенно популярного в Германии в XV-XVI вв. Представленный на выставке доспех был подарен в 1842 году императору Николаю I его матерью императрицей Марией Федоровной. До этого доспех хранился в Люнебурге.

Спешите в здание музея оружия в Тульском кремле на выставку «Эпоха рыцарства. Западноевропейское оружие IX-XVII веков»!

Фотогалерея

Другие выставки
Музейное кафе Музейное кафе
Выставки Выставки
Школа тульских мастеров Школа тульских мастеров
Тир Тир
Сувенирная лавка Сувенирная лавка
Библиотека Библиотека
Победа РФ
Победа РФ
Победа РФ
Гранты России
Проект «Лица Победы»
Коллекция музея в 3D Коллекция музея в 3D
Пушкинская карта Пушкинская карта
Добровольцы России
Добровольцы России
КУЛЬТУРА.РФ