Ближайшим товарищем рыцаря в сражении и на турнире был вовсе не оруженосец, а боевой конь! Он не только нес рыцаря на себе, но и сражался с его врагами – сбивал с ног, кусал зубами, бил тяжелыми копытами. Кроме того, сильный обученный боевой конь стоил очень дорого, и его потеря была ощутимой даже для знатных феодалов.
Как настоящему бойцу, рыцарскому коню нужны были свои доспехи. В Западной Европе они начали распространяться с середины XIII в. Важнейшей частью таких доспехов была конская маска, защищавший голову скакуна. Для турниров «шанфроны» нередко делали «слепыми» - без отверстий для глаз, чтобы лошадь не пугалась и не отвлекалась.
«Максимилиановский» доспех принято считать вершиной развития рыцарской брони. Он как нельзя лучше подходит для противостояния холодному оружию, обеспечивая сочетание прочности, приемлемого веса и подвижности. Свое название этот вид доспеха получил по имени императора Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга, много сделавшего для развития оружейного производства в своей державе.
Главной отличительной чертой «максимилиановских» доспехов является рифленая поверхность с многочисленными ребрами жесткости, придававшими пластинам повышенную прочность без лишнего утолщения. Колющий удар соскальзывал между ребрами, теряя свою силу, а прорубить такую поверхность было еще сложнее. В соответствие с теми же принципами в наши дни из тонкой гофрированной жести изготавливают прочные заборы и крыши.
Однако для защиты от пуль лучше подходили гладкие доспехи, которые вновь пришли на смену «максимилиановским» к середине XVI века. Тем не менее, «максимилиановские» латы по праву считаются самыми сложными с точки зрения технологии производства.
Этот шедевр оружейного мастерства можно увидеть на выставке «Королевские игры» в здании музея оружия на территории Тульского кремля. Не пропустите!
«Королевские игры»: нагрудник кирасы XVI в. с орнаментом в «брауншвейгском стиле».
Кирасы существовали еще в период античности. Затем они надолго вышли из использования, чтобы возродиться в конце XIV в.
В XVI и особенно XVII вв. в свете тенденции к облегчению и удешевлению доспеха вновь начали использоваться отдельные латные нагрудники без защиты спины. Защита спины не была обязательной и для некоторых парадных доспехов.
В XVI в. производство подобных доспехов получило широкое распространение. Приемы декоративной отделки защитного вооружения достигли совершенства: знатные феодалы соревновались между собой в богатстве и великолепии доспехов. В то же время изменившийся характер ведения боя заставил старших военачальников отказаться от личного участия в схватках с противником. Их доспехи стали превращаться в статусный атрибут и предмет искусства.
Целый ряд подобных предметов посетители могут увидеть на выставке «Королевские игры» в здании музея оружия на территории Тульского кремля.
Алебарду городской стражи Аугсбурга (Германия) можно увидеть на выставке «Королевские игры» из коллекции Государственного исторического музея в музее оружия в Тульском кремле.
Алебарда – популярный в средние века вид колюще-рубящего древкового оружия. Им можно было прорубать даже тяжелые рыцарские доспехи. Алебарда появилась в XIII – XIV вв., и к XVI в. на протяжении долгого времени являлась оружием городской и дворцовой стражи. Так, алебарды до сих пор официально стоят на вооружении гвардии Ватикана.
В эпоху позднего средневековья лезвия алебард нередко украшались ажурными прорезями, травлеными и гравированными орнаментами, монограммами и надписями.