ЭКСПОНАТЫ НА ВЫСТАВКЕ
Иранский «колахуд» – стальной шлем сфероконической формы.
Впервые такие шлемы появились в Месопотамии во второй половине III тыс. до н.э., а затем распространились в сирийско-палестинском регионе. Шлемы отличались довольно невысокой, полусферической тульей, плавно переходящей в конус. С началом I тыс. до н.э. из Ассирии и Урарту они попадают в Западный Иран.
Шлемы такой формы обладали значительными защитными свойствами: благодаря конструктивному решению удар фактически соскальзывал с головы.
На Руси на протяжении всего средневековья сфероконические наголовья оставались наиболее распространенной разновидностью шлема, вплоть до XVI-XVII веков. К XVII веку весь комплекс защитного вооружения той эпохи начал выходить из употребления.
В более позднее время шлем использовался, в основном, как часть парадного снаряжения. Об этом свидетельствует богато украшенный «колахуд» первой половины XIX века, представленный на выставке. Его окончание выполнено в виде головы птицы. По бокам и сзади - рельефное изображение перьев, заполненных листьями и цветами. Эти изображения выполнены в технике резьбы, гравировки и насечки золотом. На передней части шлема – солнце с антропоморфными чертами лица и растительным орнаментом. На венце имеются гравированные арабские надписи. По бокам на заклепках – трубочки для перьев, декорированные насечкой и гравировкой. К нижней части шлема прикреплена бармица из мелких колец, которая служит больше как элемент украшения.
Меч самурая
Японские мечи тати – парадное оружие знатных самураев. С ними обращались, как с предметами культа. Существовал даже целый ряд правил, регламентирующих их хранение, ношение и осмотр. Большинство этих правил действуют до сих пор.
Меч считался символом боевого духа самурая, его чести и воинской безупречности. Качественные и высокохудожественные мечи были фамильными сокровищами, которые передавались из поколения в поколение.
Меч Хоо-но-тати, представленный на выставке «Оружие Востока XVII-XIX веков», - однолезвийный со стальным клинком наиболее распространенной пятигранной формы «синоги-дзукури». На правой стороне верхней части клинка размещены два коротких узких долика – палочки для священного огня, использующиеся при вознесении молитв. Здесь же выгравированы санскритские символы, обозначающие имена буддийских божеств. На левой стороне сделана гравировка в виде дракона, гонящегося за жемчужиной. Муфта на основании клинка изготовлена из позолоченной меди и украшена изображением герба рода Токугава, выгравированным в виде цветка мальвы.
Оправа воспроизводит форму старинных придворных японских мечей, и состоит из рукояти, цубы (гарда японских мечей) и ножен. Рукоять - деревянная, покрыта кожей ската. Детали, украшенные гравированным растительным орнаментом и гербом Токугава, изготовлены из металла желтого цвета, частично покрытого серебрением. Головка рукояти выполнена в виде головы птицы Хоо. По бокам рукояти прикреплены декоративные украшения в форме дракона. Цуба выполнена в сложной фигурной форме со скобами с обеих сторон.
Деревянные ножны меча покрыты коричнево-золотистым лаком. Родовой герб исполнен лаком золотого цвета.
Интересная деталь ножен – две массивные обоймицы выполнены в том же стиле, что и детали рукояти. При помощи обоймиц меч крепился на поясе воина горизонтально лезвием вниз.
Пистолет мастера Папова
Иосиф Папов - известный тифлисский мастер из семьи потомственных оружейников. Он изготавливал оправы на ружья, пистолеты, кинжалы, шашки и оружейную амуницию. Папов - участник многих международных выставок, его изделия всегда высоко ценились и получали награды. Мастеру высочайшего уровня была предоставлена высокая честь ставить на своих изделиях государственный герб как знак отличия и подтверждения качества. В орнаменте И. Папова преобладали черкесские элементы. Его основной технический прием в работе с серебром - глубокая гравировка с чернью, иногда с позолотой и золотой насечкой.
На выставке «Оружие Востока XVII-XIX веков» представлено настоящее произведение оружейного искусства работы мастера Иосифа Папова - кавказский капсюльный пистолет.
Круглый стальной ствол пистолета изготовлен из витого дамаска и украшен насечкой золотом в виде растительного орнамента. На нижней части ствола есть надпись на армянском языке: «Иосиф Папов 1862 год», сбоку выбит государственный герб и тифлисские пробирные клейма: «Е.Б. 186», «84». Под стволом расположено украшение в виде шомпола.
Интересно, что капсюльный замок пистолета, сплошь покрытый золотой насечкой, имитирует по форме кремневый замок кавказского типа.
На рукояти присутствует характерная деталь для кавказских пистолетов – яблоко. Рукоять и яблоко облицованы серебряными накладками с чернью, гравировкой, позолотой и ложной зернью в виде растительного и геометрического орнамента. На яблоке закреплено серебряное колечко.
Это произведение оружейного искусства вы можете увидеть на выставке «Оружие Востока XVII-XIX веков» в музее оружия на территории Тульского кремля.
Меч Моро
Одним из самых распространённых вооружений на Филиппинах был кампилан – длинный двуручный меч, самый большой из мечей народностей Моро. Так испанские колонизаторы называли мусульманские султанаты южных островов Минданао и архипелага Сулу, которые оказывали ожесточенное сопротивление и не принимали христианство. Изначально меч был оружием аборигенов с острова Борнео (Калимантан), которое потом переняли Моро.
Кампилан был как боевым, так и придворным оружием. Заостренные шипы на клинке предназначались, по всей видимости, не только для декора, но и для отвлечения внимания противника. Для меча характерны расширяющаяся рукоять, предохраняющая руку от соскальзывания, в виде стилизованной пасти животного, а также украшение конским волосом.
На выставке «Оружие Востока XVII-XIX веков» представлен кампилан XIX века, рукоять которого украшена резьбой с изображением цветов, листьев и орнамента и изображает открытую пасть крокодила.
Сабля нимча
На выставке «Оружие Востока XVII-XIX веков» представлена сабля нимча, изготовленная в Марокко в XIX веке. Слово «нимча» значило уменьшенный и облегченный вариант длинноклинкового оружия («ним» - половинка, «ча» - уменьшительный суффикс).
Нимча представляла собой марокканскую разновидность арабского меча или сабли, как правило, с однолезвийным клинком средней длины, с незначительным изгибом.
Клинок экспонируемой сабли стальной, кованый. С обеих сторон вырезаны латинские буквы: NDNDNDN. На пяте (незаточенная часть клинка, прилегающая к гарде или непосредственно к рукояти клинкового оружия) выбито клеймо «гурда» в виде двух изогнутых линий с зубцами. Известно, что знак «гурда» изначально принадлежал мастерам города Генуя, изготавливавшим клинки хорошего качества. Впоследствии этому клейму стали подражать мастера разных стран, в том числе и Северной Африки.
Эфес нимчи состоит из широкой Г-образной рукояти из рога носорога с железной заклепкой и железной гарды, образованной защитной дужкой, переходящей в крестовину. Концы дужки и крестовины оканчиваются каплевидным утолщением, которые также являются завершением двух стержней, отходящих вниз от крестовины. Гарда украшена золотой насечкой в виде растительного орнамента и арабской графики. На основании рукояти имеется кольцо белого металла с чеканным орнаментом с остатками голубой эмали.
Наследие аравийских пустынь
В арабских странах в XVII-XIX веках были распространены разные типы кинжалов с кривыми клинками. В зависимости от местности они имели свои названия.
На выставке «Оружие Востока XVII-XIX веков» представлен западноаравийский кинжал «ханджар» XVIII - начало XIX вв. Изогнутый двулезвийный клинок изготовлен из булатной стали. Верхняя часть украшена насечкой золотом.
По преданию мифический меч Зу-л-факар, что в переводе означает «борозчатый», принадлежал пророку Мухаммеду. Известно, что у него было девять мечей. Девятый меч Зу-л-факар был передан имаму Хазрату Али (зятю пророка Мухаммеда), совершавшему подвиги во имя веры. В его руках меч наделялся волшебными свойствами и почитался как святыня.
При завоевании Средней Азии священный меч стал символом веры - его могли нести как боевое знамя. С древних времен в Средней Азии существовало поверье, что, когда великий воин отдыхал, его необычный меч висел в воздухе, оказываясь чудесным образом в руке хозяина в случае необходимости.
Ритуальное оружие
На выставке «Оружие Востока XVII-XIX веков» представлен ритуальный тесак рам дао конца XIX – начала ХХ века.
Рам дао использовался исключительно для принесения в жертву животных во время индуистского религиозного праздника Дурга-пуджа, проводимого в честь воительницы Дурги – богини смерти и разрушения, жены всемогущего Шивы. Согласно мифам она сражалась с демонами и служила защитницей богов и мирового порядка. Богиня изображается многорукой, с ожерельем из черепов. В одной руке она держит меч, которым пронзает демона, принявшего образ буйвола.
Тесаки рам дао считаются одним из символов поражающей силы богини. На них иногда встречаются надписи «Джай Кали» – «Победа Кали».
Такой тип тесака распространен не только в Непале, но и в некоторых районах Северной Индии. Форма клинка сохранилась еще с древности, некоторое их различие зависело от местности, в которой находится храм. Часто рам дао изготавливали и подносили благочестивые верующие, о чем свидетельствовала надпись на клинке.
Нож хайбер (XIX в.)
Холодное оружие, которое использовалось народами Афганистана, было, в основном, индийского и иранского типов. Нож хайбер, представленный на выставке, считается типично афганским оружием. У него тяжелый, расширяющийся к рукояти прямой клинок Т-образного сечения, изготовленный из булатной стали. Длина ножа – 60 см, что, по мнению некоторых исследователей, позволяет отнести его к тесакам. Рукоять состоит из двух щечек из рога, имеющих поперечные выемки для более прочного захвата. Хайбер носился чаще всего заткнутым за пояс.
Афганская армия состояла частично из регулярных войск, но большую часть составляло ополчение из местных племен, вооруженное хайберами. Больше всего нож был распространен в горных районах у пуштунских племен, живших в районе Хайберского перевала, отчего и получил такое название в Европе. Помимо Афганистана он был распространен в Северной Индии.
Цуба с изображением тануки
Целый раздел на выставке «Оружие Востока XVII-XIX веков» посвящен Японии и вооружению самураев. Сегодня мы расскажем об одной из интереснейшей детали холодного оружия – «цуба». Это гарда самурайского меча, служащая для защиты кисти руки. Их производством занимались целые школы и династии ювелиров.
«Цуба» были чаще всего круглой или овальной формы, но встречались и квадратные, могли быть в виде цветка с разным количеством лепестков. Большинство из них имеют отверстие хицу-ана, в которые проходили рукояти вспомогательных инструментов, находившихся в боковых карманах ножен, когда меч вставлялся в них. Для украшения использовались элементы пейзажа, цветы, растения, животные, сюжеты с мифологическими, историческими персонажами, предметы быта и вооружение самураев.
Рисунок на сторонах «цуба» чаще всего отличался. Основной сюжет был на лицевой стороне, обращенной к владельцу, а на обратной - лишь небольшой декор на ту же тему.
На выставке представлена железная круглая «цуба», с двумя одинаковыми отверстиями хицу-ана. На лицевой стороне изображено дерево и два сражающихся на палках тануки: один находится высоко в прыжке, другой стоит внизу. С обратной стороны – рельефное изображение фрагментов ствола дерева.
Тануки – персонаж японских сказок и мифов, енотовидная собака, обитающая на Дальнем Востоке, которая могла превращаться в людей или неодушевленные предметы.
Кинжал крис с о. Ява
Еще один уникальный предмет представлен на выставке «Оружие Востока XVII-XIX веков» – кинжал крис. Он является одним из важнейших и самых распространенных видов клинкового оружия во всей Индонезии, ее главным национальным символом.
Местом происхождения криса считается остров Ява, где он появился благодаря мифическому герою-полубогу, прародителю яванцев Панджи.
Кинжалы были тесно связаны со своими владельцами и обычно изготавливались на заказ. Они являлись скорее сакральным, чем боевым оружием и, согласно верованиям, служили связующим звеном между миром духов и людей. Кузнец «эмпу» во время изготовления криса наделял его магической силой. Поэтому «эмпу» должны были быть не только ремесленниками, но и колдунами. Считается, что кинжал способен вобрать в себя душу человека, ради чего совершались ритуальные убийства, чаще всего девочек, дух которых должен был вселиться в оружие. Существовала легенда, что некоторые крисы могли летать и даже самостоятельно убивать.
Каждая деталь кинжала имеет особое значение и смысл. Он состоит из прямого или волнистого клинка с ассиметричным основанием (ганджа), как правило, изготавливаемым отдельно. Извилистый клинок является образом ползущей змеи наги, а прямой, как в нашем случае, – находящейся в покое.
Форма деревянной рукояти, вероятней всего, символизирует фигуру предка, изображенную в согнутом положении. Это связывают с позой для погребения. Образ предка являлся средством защиты, он отгонял злых духов.
Ножны криса, также деревянные, состоят из двух частей: широкой верхней части (гамбар) и узкой нижней в форме стержня (гандар). На нижнюю часть сверху надета металлическая деталь пендок. Верхняя часть сделана в виде лодки. По преданию, в лодке в виде полумесяца пребывает мифический герой Панджи. Кроме того, она всегда играла важную роль среди народов Индонезии, проживающих на множестве островов.
Таким образом, кинжал в целом символизирует фигуру первопредка (рукоять), плывущего в лодке (верхняя часть ножен).
Крисы отличают по рукоятям, клинкам и прочим деталям, которые различались в зависимости от местности. Яванские кинжалы считаются одними из самых изящных. Теперь у туляков и гостей города появилась возможность самим убедиться в этом.
На выставке «Оружие Востока XVII-XIX веков» представлены китайские образцы оружия, один из которых – сабля «дадао» конца XIX в.
Основным видом холодного оружия в Китае были однолезвийные сабли «дао», что означало просто «клинок» или «нож». Они могли быть прямыми или изогнутыми, длинными или короткими, узкими или широкими, для одной руки или двуручными.
Появление «дао» относится еще к доисторической эпохе. Это было двуручное оружие с прямыми кликами и кольцеобразными головками на рукояти. Самые ранние экземпляры изготавливались из бронзы, а к началу III века н.э. начали применять железо или сталь. Такие мечи использовались вплоть до XVI века, в первую очередь, пехотой. К XVII веку они практически повсеместно вышли из употребления, оставшись уделом высококвалифицированных бойцов из семей потомственных военных, став своего рода «секретным искусством».
Появление в Китае двуручных сабель, называемых «дадао» (большой меч), с массивным, но уже изогнутым клинком, отмечается в конце XIX века. На вооружении они появляются в эпоху Мин (1368-1644), а в конце этого периода полностью вытесняют прямые мечи.
Во второй трети ХХ века сабли «дадао» состояли на вооружении армии Китайской республики в качестве парадного и церемониального оружия.
У туляков и гостей города есть возможность увидеть саблю на выставке в здании музея на территории Кремля.
Китайское фитильное ружье имеет длинный восьмигранный кованый ствол с гладким каналом, прикрепленным к ложе с помощью двадцати девяти плоских латунных колец. Интересная особенность модели – необычный приклад, выполненный в форме рукояти пистолетного типа. Она очень короткая и не пропорциональна по отношению к стволу. Боевая пружина фитильного замка находится снаружи.
На ружье отсутствуют какие-либо прицельные приспособления, а также нет предохранительной скобы. Заряжание такого оружия происходило с дульной части. Калибр ружья – 12,5 мм, общая длина составляет 161 см.
Парадоксально – Китай считается родиной пороха, однако широкое распространение огнестрельное оружие получило в Европе, где уже к концу XVII столетия на смену фитильным ружьям приходят ударно-кремневые. Последние в Китае впервые появились в 1635 г., тем не менее, предпочтение долгое время отдавалось ружьям с фитильными замками, так как считалось, что они более точные при стрельбе.
В конце XIX века войска империи Цин были вооружены крайне разнообразно, наряду с фитильными ружьями, фальконетами, луками, копьями и секирами применяли скорострельные и магазинные ружья и пушки всевозможных систем, которые в основном приобретались в Европе.
В Китае еще долго, вплоть до начала ХХ столетия, использовалось устаревшее оружие. В итоге страна не сумела дать отпор иноземным захватчикам и попала в колониальную зависимость.