Впервые в Туле! 29 мая 2014 года в новом здании Тульского государственного музея оружия открылась выставка «Пять столетий русского оружейного искусства. Из собрания Музеев Московского Кремля».
На выставке представлено более ста экспонатов из собрания Музеев Московского Кремля, большинство из которых были специально выполнены для арсенала-сокровищницы русских монархов.
Уникальное собрание всемирно известного музея позволяет со всей полнотой увидеть богатство русской оружейной культуры: парадное, церемониальное, боевое, охотничье оружие, предметы оружейной экзотики, наградное и мемориальное оружие разных эпох.
Издавна Тулу и Оружейную палату объединяют неразрывные связи оружейного мастерства. В ХVII столетии в Оружейную палату – главный арсенал русского государства поступали ружейные стволы и замки, изготовленные тульскими казенными кузнецами. В стенах придворной мастерской трудились выходцы из Тулы, создавая великолепное оружие и доспехи для оружейной сокровищницы русских царей.
Генеральный директор Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагарина выразила надежду, что «в Туле, славном городе русских оружейников, выставка «Пять столетий русского оружейного искусства» найдет самую внимательную и понимающую аудиторию».
В торжественной церемонии открытия приняли участие губернатор Тульской области В.С. Груздев, первый заместитель губернатора Тульской области - председатель правительства Тульской области Ю.М. Андрианов, глава муниципального образования город Тула А.Е. Прокопук, представители оборонных предприятий г. Тулы, музейного сообщества, мастера оружейного искусства, ветераны Великой Отечественной войны, учащиеся образовательных учреждений Тульской области.
«Для Тульского государственного музея оружия сотрудничество с Музеями Московского Кремля и возможность принять у себя великолепную выставку «Пять столетий русского оружейного искусства» очень почетны. Впервые жители Тулы – оружейной столицы России могут познакомиться с частью уникальной коллекции Музеев Московского Кремля у себя в городе. Уверена, что выставка вызовет огромный интерес, чувство национальной гордости у посетителей музея оружия, ведь шедевры русских оружейников – яркое свидетельство доблести и мастерства, проявление высокой духовной культуры», - отметила Н.И. Калугина, директор Тульского государственного музея оружия.
Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля О.И. Миронова подчеркнула, что музей оружия является уникальным комплексом, по праву считается одним из лучших музеев России, и поблагодарила директора музея оружия за совместную плодотворную работу, а также выразила желание продолжить тесное сотрудничество.
По тульской традиции гостям из столицы был подарен знаменитый тульский визитный пряник и уникальное издание «Тула оружейная: люди, достижения, перспективы».
Первый день работы выставки вызвал огромный интерес у посетителей музея оружия, в том числе и у представителей средств массовой информации Тульской области.
Спешите увидеть сокровища Оружейной палаты в музее оружия!
Уникальную выставку из собрания Московской Оружейной палаты посетили туристы из Челябинска, Барнаула, Курска, Арзамаса, Волгограда, Оренбурга, Вологды, Ростова Великого, Великого Новгорода, Южно-Сахалинска, Санкт-Петербурга, Мурманска, Златоуста, Ижевска; республик Карелии, Калмыкии, Северной Осетии-Алании; Болгарии, Латвии, Ирана и многих других уголков мира. Даже фанаты футбольной команды «Зенит» включили посещение нашего музея в свой график пребывания на Тульской земле.
ЭКСПОНАТЫ НА ВЫСТАВКЕ
Парадная булава Хитрово
Парадная булава принадлежала незаурядному политическому деятелю Богдану Матвеевичу Хитрово. Он был дипломатом и соратником по военным походам царя Алексея Михайловича. С 1656 по 1680 годы Хитрово возглавлял Оружейную палату и придворные ювелирные мастерские. Богдан Матвеевич имел широкий кругозор и обладал способностью увлечь государя необычными и яркими начинаниями. Именно он способствовал превращению Оружейной палаты в один из лучших музеев России, и сам выступил в роли одного из первых коллекционеров.
«Алам» ‒ нагрудный знак пушкарей
Московские пушкари носили поверх кафтанов особые металлические круги, так называемые аламы, которые представляли собой часть зерцального (нагрудного) доспеха. Они состояли из двух стальных, жестяных либо медных кругов с чеканным, прорезным, рисованным изображением или позолотой. Крепили их на груди и спине посредством ремней с пряжками. В парадном варианте ремни были обшиты бархатом разных цветов.
В Московской Оружейной палате сохранились две пары стальных аламов, которые во 2-й половине XVII века являлись принадлежностью пушкарского мундира. Один из этих аламов ‒ круглый, диаметром 30 см, железный, с выпуклым изображением львиной морды с пушкой в зубах ‒ будет представлен на выставке.
Ружье Екатерины II
Ружье Екатерины II будет представлено на выставке «Пять столетий русского оружейного искусства. Из собрания Музеев Московского Кремля» в разделе, посвященном охотничьему оружию русских монархов XVIII века. Этот экспонат ‒ выдающийся образец оружия как по уровню изготовления, так и по своим декоративным и конструктивным особенностям. Ружье с уникальным стволом овального сечения было изготовлено специально для Екатерины II придворным мастером Гаврилой Пермяковым. В 1760–1790-х годах он был ведущим мастером Ружейного двора в Санкт-Петербурге. Пермяков работал в общеевропейском стиле рококо. Декор стволов и замков работы Гаврилы Пермякова построен на сочетании темных вороненых поверхностей с причудливыми орнаментальными композициями, выполненными в техниках золочения и инкрустации золотом.
Сабля с булатным клинком и знаком ордена Святого Георгия И.В. Гурко
Представляет собой великолепный образец наградного оружия и по праву принадлежит к памятникам воинской славы России. Орден Святого Георгия, учрежденный императрицей Екатериной II в 1769 г., стал высшей военной наградой Российской империи. А в 1807 году Александр I подписал указ о причислении награжденных золотым оружием «За храбрость» к Георгиевским кавалерам. Сабля с булатным клинком и знаком ордена Святого Георгия принадлежала герою русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генерал-адъютанту Иосифу Владимировичу Гурко.
Капсюльный револьвер системы Кольта
Презентативное оружие ˗ это одна из граней русской оружейной культуры, с которой смогут познакомиться посетители выставки. К таким предметам относится и роскошно декорированный травлением и золочением капсюльный револьвер системы Кольта, созданный в образцовой мастерской Тульского оружейного завода в 1856 году и хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля.
Пистолет-чернильница
Настольный прибор с подсвечником, отделениями для чернил и песка ‒ один из самых необычных памятников, настоящая «изюминка» выставки. Этот пистолет - работа тульских мастеров, выполненная в 1768 году. Пистолет-чернильница уникален тем, что является представителем достаточно редкого вида «настольного оружия».
Пушка парадная
Посетителям предоставится редкая возможность увидеть кованую пушку XVII века ‒ одно из парадных орудий, сопровождавших царя Алексея Михайловича во время его выездов и походов. Пушка изготовлена мастером Ермолаем Федоровым в 70-е гг. XVII века.
Посольские топоры
Для тысяч служилых людей, принимавших участие в парадных мероприятиях русского двора, таких как смотры войска, выступление государя в поход или встречи иностранных посольств, в Оружейной палате, приказах Золотого и Серебряного дела выполнялись эффектные предметы вооружения и экипировки. Из Оружейной палаты чинам государева двора, дворцовой и церемониальной страже русских государей выдавались как традиционные, так и новые для России XVII века виды боевого и церемониального оружия.
Рынды, первые упоминания о которых относится к середине XVI столетия, – телохранители царя, вооружённые топорами, являлись обязательными участниками посольских церемоний XVII века. Особый статус посольского топора подчёркивается нанесёнными на нем изображениями. В центре клинка золотом в круглых клеймах насечён герб России. На груди орла – эмблема великого князя московского – князя, поражающего копьём змея. Посольские топоры из коллекции Оружейной палаты уникальны и не имеют аналогов ни в отечественных коллекциях, ни в музеях других стран.
На сегодняшний момент Оружейная палата не выставляет посольские топоры в своей постоянной экспозиции. Посетителям выставки «Пять столетий русского оружейного искусства. Из собрания Музеев Московского Кремля» в музее оружия представляется уникальный шанс увидеть редчайшее произведение оружейного искусства.
Предметы парадного конского убранства из государевой Конюшенной казны
Являлись неотъемлемой частью снаряжения участников государева выезда. К многочисленному драгоценному и роскошному конскому убранству относится решма ‒ привесное налобное украшение на конской узде. Этот уникальный предмет был изготовлен в Мастерских Конюшенного приказа в XVII в. из серебра и стали и богато декорирован резьбой, чеканкой и золочением.
Сабля, преподнесенная в 1972 году руководством Министерства внутренних дел СССР Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу
Следуя вековым традициям, оружие по-прежнему остается наиболее почетным даром и знаком признания заслуг. К классическим образцам парадного оружия новой эпохи относится великолепно украшенная сабля, преподнесенная в 1972 году руководством Министерства внутренних дел СССР Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу.
Традиция изготовления эксклюзивных подарков для первых лиц государства началась со времени открытия Златоустовской оружейной фабрики в 1815 году по высочайшему повелению императора Александра I. Именно Александр Павлович первым из русских царей стал обладателем украшенного златоустовского оружия. Дорогие подарки Златоуста получали все царствующие особы. В советское время украшенное холодное оружие преподносилось в дар партийным и государственным деятелям нашей страны и дружеских Советскому Союзу государств.
Пара кремневых дульнозарядных пистолетов
Одним из направлений грандиозных преобразований императора Петра I была модернизация оружейного дела в России. Возникали новые центры производства стрелкового и холодного оружия. В частности, по указу Петра Великого новый оружейный завод был открыт в Сестрорецке 27 января 1724 года. Именно в этом городе Санкт-Петербургской губернии в 1725 году был изготовлен интереснейший экспонат выставки ‒ пара кремневых дульнозарядных пистолетов. Предположительно, эта изысканная пара, настоящее произведение оружейного искусства, предназначалась специально для Петра I.
Пистолеты отличает богатство декора и отделки. Их украшают гравированные монограммы императора Петра Алексеевича «П.А.». Стволы и части рукоятей пистолетов декорированы резным растительным орнаментом. На золоченой поверхности оружейных замков выгравированы изображения распахнутых птичьих крыльев. Оформление этой великолепной пары пистолетов не уступает лучшим западноевропейским образцам.
Доспех боярина Никиты Ивановича Романова
В 1655 году в Оружейную палату поступили личные доспехи боярина Никиты Ивановича Романова, двоюродного дяди царя Алексея Михайловича.
Юшман – одна из разновидностей кольчато-пластинчатого панциря, в форме куртки с осевым разрезом, который застегивался на груди. Такой вид защитного вооружения получил широкое распространение в начале XVI в. Как правило, количество пластин на спине было больше, чем на груди, но по размеру они были меньше нагрудных. Доспех Никиты Ивановича, представленный на выставке, богато украшен золотой и серебряной насечкой.
Шлем знатного боярина, так называемая «шапка ложчатая» – единственное сохранившееся в Оружейной палате боевое наголовье, имеющее кольчато-пластинчатую бармицу. Интересная особенность данного шлема – кольчужная сетка, закрывающая верхнюю часть лица. Свое имя «шапка ложчатая» получила из-за продольных углублений – «ложечек» на куполе. Шлем также имел наносник, который был утрачен. В кремлевском пожаре 1737 г. шапка серьезно пострадала, выгорели позолота на ее куполе и серебрение на наушах, зафиксированные документами XVII в.
Сабля XVII века
На выставке представлена сабля XVII века, вобравшая в себя восточные и европейские традиции своего времени. Булатная полоса, выкованная иранскими кузнецами, имеет елмань – расширение в верхней части, позволяющее увеличивать силу рубящих ударов. Русские мастера изготовили рукоять и ножны, а также нанесли на клинок дополнительные художественные элементы.
Рукоять с навершием, похожим на голову орла, характерна для польских сабель типа «карабела», пользовавшихся популярностью в Восточной Европе той эпохи. Ножны с внешней стороны обтянуты кожей ската, придающей изделию особую фактурность. Прибор выполнен в восточном стиле с применением чеканки и золочения. На обухе клинка, украшенного изящным растительным орнаментом, читается надпись: «Сабля князя Александра Ивановича Лобанова-Ростовского».
Видный государственный и военный деятель ХVII века Александр Иванович Лобанов-Ростовский за многие годы успел послужить трем царям из рода Романовых.
Придворная карьера князя началась в 1640 году, когда государь Михаил Федорович пожаловал ему чин стольника. После вступления на престол следующего царя – Алексея Михайловича – Александр Иванович получил возможность раскрыть военный талант.
В разное время по указу государя он служил воеводой в Великих Луках, Тамбове, Брянске и Севске, принимал участие в двух походах Алексея Михайловича на Великое княжество Литовское, лично руководил военными экспедициями в Бешенковичи и Почеп.
Являясь приближенным царя, князь присутствовал на бракосочетании Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной, служил у царского стола на торжественном пире в честь объявления царевича Федора Алексеевича наследником престола, а после смерти государя принимал участие в перенесении гроба с его телом в Архангельский собор Московского Кремля.
После воцарения Федора Алексеевича судьба князя сложилась трагично: Александр Иванович был казнен по указу монарха в 1677 году. Предположительно, он участвовал в заговоре против юного государя в пользу малолетнего царевича Петра Алексеевича.
Нарезная пищаль мастеров Оружейной палаты Московского Кремля.
Пищаль – это общее русскоязычное название ранних пушек и ружей. Само слово означает «дудка», применительно к огнестрельному оружию этот термин впервые упоминается около 1399 г.
Представленное на выставке ружье, по описи царской оружейной казны 1682 г. является предметом «Большого наряда» – царским церемониальным оружием, воинскими регалиями московских самодержцев.
Ствол и замок нарезной пищали были изготовлены ок. 1650 г. талантливейшим оружейником, ствольным и замочным мастером Оружейной палаты Кондратием Вяткиным.
Его брат Григорий Вяткин участвовал в декоре ствола. Ложа была выполнена Евтихием Кузовлевым – станочным (ложевым) мастером Оружейной палаты. Его с полным основанием можно считать лучшим русским станочником второй половины XVII в., работы которого служат образцами московского оружейного стиля. Ложа украшена инкрустацией из перламутра, кости, рога, образующей орнамент.
Ручная мортирка
На выставке представлена ручная мортирка – интересный образец огнестрельного оружия, предназначенный для стрельбы ручными гранатами.
Внимание посетителей привлекает необычный внешний вид экспоната: на деревянной ложе с прикладом и ружейным ударно-кремневым замком закреплен короткий бронзовый ствол, диаметр дульного отверстия которого составляет 5 сантиметров. В него закладывалась граната. При необходимости допускалось использование картечи или рубленого свинца.
Среди исследователей прошлых лет доминировало мнение, что стрельба из ручной мортирки велась с плеча, а для смягчения отдачи использовалась специальная кожаная подушка. В настоящее время данная версия оспаривается. Скептики утверждают, что указанный способ ведения огня был невозможен, так как энергия отдачи была настолько велика, что стрелок после выстрела не смог бы удержать оружие в руках и избежать травмы ключицы. Они уверены, что стрелять можно было только при упоре в седло или землю.
Ручная мортирка стала использоваться европейскими войсками в середине XVII века. Это было связано с введением в боевую практику нового боеприпаса – гранаты. В начале ХVIII столетия по инициативе Петра Великого ручная мортирка была поставлена на вооружение бомбардирских и артиллерийских рот русской армии. Боевой опыт Северной войны и других международных конфликтов той эпохи выявил ряд существенных недостатков ручных гранат. Во второй четверти XVIII века европейские армии отказались от широкого применения этих боеприпасов на полях сражений и, как следствие, утратили интерес к ручной мортирке. В дальнейшем ее использовали только гарнизоны крепостей в качестве вспомогательного оружия. На протяжении ХIХ столетия она теряла свое боевое значение и постепенно вышла из употребления.
Пищаль
Относится к лучшим образцам русского парадного оружия первой половины XVII века, изготовленного в Оружейной палате Московского Кремля.
Замок предположительно был сделан замочным мастером Оружейной палаты Первушей Исаевым – самым известным среди русских мастеров огнестрельного оружия, работавшим в кремлевских мастерских еще до начала Смутного времени.
Русские оружейники XVII столетия часто использовали восточные стволы при изготовлении своих ружей. Так, в данной пищали длинный турецкий ствол, в казенной части он круглый, далее на одну треть граненый, в дульной части опять круглый. Дульная часть имеет форму распустившегося многолепесткового цветка. В основании граненой части ствола выбиты и инкрустированы золотом три пятиугольных клейма с арабской надписью: РАБОТАЛ АХМАТ. Ствол изготовлен из дамасской стали.
Гвардейский обер-офицерский знак образца 1701 года
Особый форменный атрибут офицеров лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков Российской армии.
Офицерский знак представляет собой плоскую металлическую пластину, похожую на латинскую литеру «U». Он произошел от шейной части средневекового доспеха и в эпоху Нового времени являлся средством обозначения чина пехотного офицера. Владелец надевал его только при исполнении служебных обязанностей и носил на груди под воротником мундира.
Офицерский знак появился во Франции в середине XVII века и вскоре получил распространение по всей Европе. В российские войска он был введен по инициативе Петра Великого и оставался обязательным форменным атрибутом каждого пехотного офицера до середины ХIХ столетия. Офицеры лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков продолжали носить его до начала ХХ века.
Экспонируемый обер-офицерский знак имеет позолоченное поле, в центре которого закреплены накладные элементы: крест св. апостола Андрея Первозванного под царской короной и две перекрещенные под ним пальмовые ветви. В 1701 году по воле Петра Великого на этот и другие офицерские знаки командного состава лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков была нанесена жалованная надпись: «1700 19NО». Она обозначает дату сражения под Нарвой – 19 ноября 1700 года. Таким образом, государь отметил мужество и военное искусство гвардейцев, проявленные ими в этой битве, и создал новый, присущий только Российской армии, род награждения воинских частей – офицерский знак отличия с памятной надписью.
Пара оригинальных пистолетов работы мастера Оружейной палаты Филиппа Тимофеева
Пистолеты на первый взгляд не похожи ни на одно из произведений мастеров Оружейной палаты. Это единственный экземпляр с резными затыльниками из слоновой кости. Его прототипом стали пистолеты голландского производства середины – второй половины XVII века. Образцы оружия с рукоятями из ценных пород дерева с затыльниками в виде голов грифона, орла, льва или собаки, по данным Переписной книги 1682-1687 годов, были лучшими образцами оружейной казны русских государей в XVII веке.
Ствольный, замочный и ложевой мастер Оружейной палаты Филипп Тимофеев (Филипп Тимофеев Болдырев) по происхождению был иноземцем. До работы в Оружейной палате он служил в Пушкарском приказе, ранее был офицером российской армии. Филипп Тимофеев изготавливал оружие сложной конструкции. При дворе этого мастера ценили более всего за яркий и разнообразный декор оружия. Помимо резьбы и гравировки, он использовал насечку золотом и серебром с последующим золочением, а свои произведения он украшал многочисленными изображениями чудовищ и фантастических существ.
Ольстры
Распространенные во второй половине XVI – начале ХIХ веков элементы кавалерийской амуниции, предназначенные для размещения пистолетов. Изготавливались из толстой кожи, обтягивались тканью и имели внешний отворот с вышивкой. В большинстве случаев они являлись парными и крепились тесьмой к обеим сторонам седла на уровне колена всадника. Оружие скрывалось в них почти целиком: в верхней широкой части корпуса выступала только пистолетная рукоятка, что было удобно как в бою, так и при повседневном обращении.
Ольстры воспринимались в обществе как социально значимый атрибут. Знатные персоны, желая подчеркнуть личный статус и продемонстрировать материальную состоятельность, роскошно украшали их драгоценными камнями и изысканной вышивкой.
Экспонируемая на выставке пара была изготовлена мастерами Оружейной палаты в XVII веке и использовалась на царских выездах и дворцовых церемониях.
Корпус каждой из представленных ольстр обтянут коричневым бархатом. Отвороты сделаны из зеленого бархата и украшены рельефным растительным орнаментом ручной работы. Вьющиеся побеги вышиты золотыми нитями, листья – жемчугом, чашечки цветов составлены из изумрудов и рубинов, а фон расшит золотыми нитями.
Великолепные изделия русских мастеров являются настоящими произведениями искусства. Они воплощают собой богатство царского двора и эстетический вкус российской аристократии эпохи первых государей из династии Романовых.
Портрет императора Александра I
Выткан ручным способом на вертикальном стане в технике гобелен шерстяными и шелковыми нитями на Петербургской шпалерной мануфактуре. Датирован первой третью XIX века.
Александр I Благословенный, победитель Наполеона Бонапарта изображен в парадном мундире с эполетами и со шпагой. В петлице мундира императора ‒ орден Апостола Андрея Первозванного, высшая и старейшая российская награда.
Форменное платье «дворцового чина служилых людей»
Эпоха царя Алексея Михайловича, по отзывам современников как российских, так и иностранных, отличалась необыкновенно пышными придворными церемониями, такими как смотры войска, выступления государя в поход или встречи иностранных посольств. Для служилых людей, которые принимали участие в парадных мероприятиях русского двора, в Оружейной палате, приказах Золотого и Серебряного дела были выполнены особые предметы экипировки. Они поражают своим великолепием, роскошью и трудоемкостью изготовления.
Например, форменный кафтан, представленный на выставке. Он пошит в мастерских Московского Кремля с использованием необычных тканей: итальянского гладкого бархата и бархата «косматого» (с длинным и пушистым ворсом более 2 мм) из Гданьска. Кафтан украшен изображением государственного российского герба и декорирован узорами, вытканными золотными и шелковыми нитями.
Такие форменные платья были изготовлены специально для так называемых «жильцов» ‒ детей дворян, бояр, дьяков, подьячих, служивших при царе определенный срок и обязанных в это время проживать в Москве. Они доставляли указы и повеления царя, сопровождали его в поездках, несли караул во дворце. Кремлевская стража была неизменным участником церемоний при дворе Алексея Михайловича.
Спешите увидеть экспонат - «свидетель» блестящей эпохи правления царя Алексея Михайловича в здании-«шлеме»!
Протазан
Древковое холодное оружие, имеющее наконечник с двумя симметричными выступами у основания в виде месяца. Этот тип оружия часто использовали немецкие наемные пехотинцы ‒ ландскнехты в XVI веке. В дальнейшем протазан становится парадным оружием офицеров, а также дворцовой стражи. В этом качестве в России он стал довольно широко использоваться в XVII веке.
Образец, представленный на выставке, является парадным. Он обтянут бархатом и украшен бахромой из шелковых нитей. Наконечник декорирован изображением российского государственного герба ‒ двуглавого орла, нанесенным методом гравировки и золочения. Протазан был изготовлен в Оружейной палате в 1650-х-1660-х годах. Такими протазанами была вооружена кремлевская стража.
Одежда цвета «пламени и дыма»
Помимо великолепных образцов оружия на выставке посетители могут познакомиться со специальной одеждой для роскошной церемонии награждения георгиевских кавалеров. Она носит название «супервест», т.е. «безрукавый кафтанчик» или «суконная кираса». Это особая одежда, которая состоит из оранжевой бархатной накидки с нашитыми спереди и сзади широкими черными бархатными крестами. Супервест по краям украшен золотою бахромою с канителью. Одежда для награждения георгиевских кавалеров была пошита в мастерских Оружейной палаты во второй половине XIX века.
Для супервеста использованы бархатные и шелковые ткани традиционных георгиевских цветов ‒ черного и оранжевого, символизирующих собой «дым и пламя». Они стали знаком личной воинской доблести российского солдата на поле боя.
8 ноября 1943 года, продолжая боевые традиции русской армии, был учрежден орден Славы трех степеней. Георгиевская лента с незначительными изменениями, как особый знак отличия, вошла в советскую наградную систему под названием «Гвардейской ленты». Она украсила многие современные российские наградные медали и знаки.
Алебарда с изображением древнегреческого героя
Великолепные образцы холодного и огнестрельного оружия блистательной эпохи Петра I занимают значительное место на выставке из собрания Московской Оружейной палаты. Познакомимся с алебардой, которая состояла на вооружении российской пехоты. Эта разновидность древкового оружия представляет собой соединение копья с топором, последний располагается между тульей и пером наконечника и часто бывает двусторонним. В войсках алебарда использовалась для ведения рукопашного боя даже после того, как появилось первое огнестрельное оружие.
Представленная на выставке сержантская алебарда была изготовлена в мастерских Оружейной палаты в первой четверти XVIII века. У образца массивное копье в виде кинжала; топор с широким лезвием, на котором выгравировано изображение сцены из древнегреческого мифа про героя Персея и медузу Горгону. Края лезвия топора фигурные и декорированы изображениями орлиных голов.
Пара пистолетов седельных и ружье с монограммами Императрицы Елизаветы Петровны
Наконечник рогатины
Интересный образец древкового оружия, который мог использоваться и в рукопашном бою, и в охоте на крупного зверя: наконечник рогатины, выполненный в мастерских Оружейной палаты в XVII веке.
Происхождение рогатины, являющейся разновидностью копья, восходит к глубокой древности. В России первое упоминание об этом оружии встречается в Лаврентьевской летописи и датируется 1149 годом. Чаще всего рогатиной вооружались пешие воины, охраняющие обозы. В XVII столетии, по документам Разрядного приказа, рогатины выдавались гарнизонным стрельцам и конникам.
Представленный на выставке наконечник рогатины имеет четырехгранное сечение. Его вороненая поверхность декорирована гравировкой и насеченным золотым растительным орнаментом. Столь богатое украшение свидетельствует о том, что эта рогатина принадлежала знатному хозяину.
На Руси боевой конец рогатины назывался «рожон», отсюда и появилось предупреждающее противника выражение «не лезь на рожон». Также «рожном» назывался заостренный кол, который часто отважные охотники использовали, выходя на добычу медведя.
Кончар ‒ кавалерийское клинковое оружие
Крепилось исключительно к седлу, так как из-за большой длины носить его на поясе или даже плечевой портупее было невозможно. Кончар был необходим всаднику для того, чтобы поражать врага на земле, сидя верхом. Назначение этого колющего оружия ‒ пробивать в бою кольчуги и панцири. По этой причине клинок кончара напоминает иглу без ярко выраженных лезвий. Широкого распространения в русской коннице кончары не имели. Они считались типичным вооружением польских и венгерских гусар. В коллекциях музеев мира сохранилось совсем немного кончаров.
Представленный на выставке образец был изготовлен в Оружейной палате в 60-е гг. XVII века. Прибор кончара - серебряный, украшен чеканкой и гравировкой. Клинок - железный, четырехгранный, ромбовидного сечения; рукоять - прямая, с набалдашником вверху и щитком у основания; крестовина с загнутыми к клинку концами. Рукоять оклеена бархатом; крестовина, щиток и набалдашник украшены золоченым серебром. Ножны обтянуты красным бархатом. Устье, четыре обоймицы и наконечник - серебряные, золоченые, резные. Ножны клинкового оружия московской работы XVII века отличает наличие двух колец у обоймиц.
Саадак
В настоящее время названия многих видов старинного вооружения могут быть совсем непонятны современному человеку. Например, мало кто может ответить на вопрос «что такое саадак?»
В XVI-XVII веках под термином «саадак» понимали целый комплект вооружения всадника, в который входили лук в налуче и колчан со стрелами. Еще в XVI в. он был основным оружием воина русской поместной конницы. В XVII в. саадаки были постепенно вытеснены огнестрельным оружием – седельными пистолетами и карабинами. Луки применяли и как охотничье оружие, и в качестве боевого ‒ в сторожевых отрядах и национальных формированиях из представителей восточных районов страны.
Из комплекта саадака, выполненного в мастерских Оружейной палаты Московского Кремля в 1665 году, на выставке представлены колчан и налуч. Их изготовил мастер Прокофий Андреев. При создании саадака были использованы разнообразные материалы: венецианский бархат, атлас, кожа, нити серебряные, железо. Он богато украшен золочением и резьбой. Серебряными и золотными нитями на нем вытканы изображения государственного российского герба ‒ двуглавого орла.
Двуручный меч
Изготовлен в мастерских Оружейной палаты в 50-е гг. XVII века.
Уникальность экспоната заключается в том, что на Руси к этому времени мечи давно уже перестали использоваться в качестве боевого оружия и были полностью заменены саблями. В то же время они довольно долго состояли на вооружении в Европе, в том числе у немецких наемных пехотинцев эпохи Возрождения ‒ ландскнехтов.
Представленный на выставке образец носит исключительно церемониальные функции. Вероятно, заказ на такие мечи пришел в Московскую Оружейную палату в период русско-польской войны, когда российские войска осадили Ригу. Царь Алексей Михайлович рассчитывал торжественным шествием войти в город. Меч состоит из прямого двулезвийного клинка, крестовины, рукояти, обтянутой тканью, и набалдашника. Медные навершие и крестовину отливали на пушечном дворе мастера-паникадильщики. Деревянная рукоять обтянута красным бархатом. Эфес украшен гравировкой, золочением и канфарением.