С 18 декабря 2020 года в Тульском государственном музее оружия начала работу выставка «Шедевры тульских оружейников», посвященная 500-летию Тульского кремля.
Проект создается Тульским государственным музеем оружия при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и в содружестве с Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль», Творческим союзом «Гильдия мастеров-оружейников», Оружейной фирмой «Левша-Т» и Автономной некоммерческой организацией «Третий путь».
Высокое искусство украшения оружия развивается в Туле на протяжении трех столетий. Многогранный талант, творческое мышление и усердный труд – все это позволило тульским оружейникам создать собственный стиль декорирования, в котором органично соединились эстетические идеалы российской и западноевропейской культуры. Великолепные изделия туляков по праву являются шедеврами мирового уровня. Они находятся в собраниях крупнейших отечественных и ряда зарубежных музеев, а также в частных коллекциях.
Вниманию посетителей представлены свыше 70 уникальных предметов работы тульских мастеров XVIII – XXI веков: дуэльные пистолеты, авторское холодное оружие, охотничьи и спортивные ружья с утонченным декором, выполненным в разнообразных техниках обработки металла, дерева, кости и камня, а также действующие миниатюры оружия.
Особый интерес вызывает ударно-кремневый охотничий штуцер со сложным декором на двух вращающихся стволах из собрания музея-заповедника «Московский Кремль». Тульский государственный музей оружия представит серию высокохудожественных ружей советской эпохи, а также ряд уникальных действующих миниатюр стрелкового оружия. Так, модель капсюльного револьвера Кольта имеет длину всего 8,5 сантиметров и весит 38 грамм. Среди изделий Гильдии оружейников можно отметить гарнитур современного мастера Д.А. Ченцова, состоящий из шашки и кинжала «кама» с богатым декором рукоятей и ножен.
Выставка раскрывает основные направления декоративной обработки предметов вооружения и погрузит посетителей в мир творческих традиции и новаций тульских мастеров.
Проект рассчитан на широкую аудиторию и будет доступен для посещения до 30 мая 2021 года. Приглашаем в здание-шлем!
Особой традицией тульских оружейников, сохраняющейся на протяжении трех столетий, является художественная отделка оружия. В нашем городе с 1785 года в честь посещения оружейного завода представителями императорского дома Романовых изготавливали «царские ружья», в которых воплотились все лучшие традиции тульского оружейного мастерства. Историческая преемственность в создании оружейных шедевров прослеживается и в советское время. Однако упор при оформлении украшенных ружей делался не на личность государственного деятеля, а на различные знаменательные события и даты.
В связи с празднованием 275-летия Тульского оружейного завода, о чем говорит соответствующая надпись «275 ЛЕТ», в оформлении данного образца представлены различные достопримечательности и символы, связанные с богатым героическим и оружейным прошлым нашего города. На многих деталях можно увидеть растительные орнаменты в виде изображения дубовых листьев. Такое оформление выбрано неспроста – на гербе Тульской губернии щит окружен именно золотыми дубовыми листьями.
На подствольных крюках насечкой серебром выполнены изображения орденов Ленина, Отечественной войны, Трудового Красного Знамени, присвоенных Тульскому оружейному заводу. Примечательно, что именно это предприятие 25 апреля 1921 года было награждено первым Орденом Трудового Красного Знамени РСФСР. Эта уникальная реликвия по праву хранится в современной экспозиции Тульского музея оружия.
На замочных досках помимо изящных растительных орнаментов, представлены изображения наковальни, двух кузнецов с молотом, оружейника с охотничьим ружьем в руках и конструктора, демонстрируя тем самым преемственность оружейных традиций в Туле.
На прикладе выполнены изображения Одоевской башни старинного Тульского кремля, которому в 2020 году исполнилось 500 лет, а также памятника великому тульскому оружейнику С.И. Мосину на фоне строений Тульского оружейного завода.
Восхищение у посетителей Тульского государственного музея оружия продолжают вызывать уникальные экспонаты, представленные на выставке «Шедевры тульских оружейников». Это не просто оружие, а настоящие произведения искусства, отличающиеся смелым авторским замыслом, совершенством исполнения и отделки. Одним из таких предметов является охотничий кинжал «Медведь», изготовленный тульским мастером С.И. Данилиным.
Сергей Иванович Данилин родился в 1959 году в деревне Фетисово Дубенского района Тульской области. В 21 год он окончил Школу Оружейного мастерства при ЦКИБ СОО (Центральное Конструкторское Исследовательское Бюро Спортивно-Охотничьего Оружия). До 1989 г. работал в ЦКИБе художником-гравером, выполнил десятки заказов по художественной отделке охотничьих ружей, в том числе для первых лиц страны. Последние 30 лет Сергей Иванович Данилин занимается изготовлением авторского холодного оружия, преимущественно из дамасской стали, является членом Союза художников России.
С.И. Данилин – лауреат и дипломант многих выставок, проводившихся в Оружейной палате, Государственном Эрмитаже, Федеральном собрании Российской Федерации, Российском фонде культуры, Центральном музее вооружённых сил, Центральном доме художника, Тульском государственном музее оружия, а также за рубежом: в США, Франции, Германии и других странах.
Представленный на выставке «Шедевры тульских оружейников» кинжал «Медведь» создан С.И. Данилиным в 1991 году и сейчас входит в коллекцию Оружейной палаты Московского кремля. Он выполнен в лучших традициях тульского охотничьего оружия. Форма кинжала восходит к классическим европейским образцам, декор рукояти и ножен имеет общие черты с традиционным декором охотничьих ружей. Резьба по дереву, гравировка и инкрустация поражают своим совершенством. Отличительной чертой работ данного мастера является сочетание удобной функциональной формы с изысканным тонким дизайном.
В музее оружия продолжает работу выставка «Шедевры тульских оружейников». В одной из прошлых публикаций мы уже писали о кинжале «Шип», представляющем образец авторского холодного оружия.
Своеобразной антитезой ему является кинжал «Узел» из коллекции Оружейной палаты Московского Кремля. В нем добро и зло поменялись местами: клинок, завязанный узлом, стал почти непригоден для удара, а рукоять, напротив, приобрела острия на концах крестовины и навершия, сама став оружием. Еще одним философским символом, который можно увидеть в форме клинка, является «узел противоречий», связанный с оружием и его использованием, необходимостью применения силы и границами допустимого.
Кинжал «Узел» был изготовлен в 2001 году тульским мастером А.М. Курбатовым, который известен своими авангардными работами с заложенным в них философским содержанием. Материалом для кинжала послужила сталь, а общая длина оружия достигает 48,5 см.
Увидеть этот клинок, а также другие уникальные образцы авторского холодного оружия можно в здании - «шлеме» музея оружия.
Охотничье двуствольное ружье модели «А», изготовленное в 1944 г. В непревзойденном мастерстве тульских оружейников можно наглядно убедиться на выставке «Шедевры тульских оружейников».
Если вы только планируете посетить музей оружия, вам будет интересно узнать об эксклюзивных экспонатах из коллекции нашего музея. Сегодня пойдет речь об охотничьем двуствольном ружье модели «А», которые было изготовлено в качестве подарка советскому государственному и партийному деятелю Анастасу Ивановичу Микояну.
В конце XVIII в. в нашем городе складывается уникальная традиция изготовления высококачественных украшенных «царских ружей» для представителей династического рода Романовых. Эта преемственность прослеживается и в советское время, когда мастера-туляки продолжали заниматься созданием подлинных оружейных шедевров для первых лиц государства. Так, в 1944 г. группа сотрудников Тульского оружейного завода изготовила два ружья в подарок И.В. Сталину, одно из которых 23 февраля того же года в День Красной Армии было вручено вождю. По воспоминаниям Д.М. Кочетова, над образцами работала целая конструкторская группа: «Руководил изготовлением старший мастер П.К. Бородинский, стволы делали ствольщики А.Н. Кураков и П.С. Чижов, детали изготовлял Л.В. Шадилов, сборку и отладку делали слесари-сборщики и отладчики Л.М. Шаталин и М.И. Глаголев, осадку ложи делал М.И. Метлов, порезку и отделку ложи делали В.Д. Соколов и П.А. Чуков».
Следующим ружьем, изготовленным этой спецгруппой в 1944 г., стало охотничье двуствольное ружье модели «А» для Анастаса Ивановича Микояна. В сферу его ответственности, как наркома внешней торговли и председателя комитета продовольственно-вещевого снабжения Красной Армии, входили вопросы снабжения охотников-промысловиков, в том числе оружием.
Как отмечают некоторые исследователи, сравнительно скромный декор ружей Сталина и Микояна очень похож, что и неудивительно, поскольку эскизы и гравировка были выполнены одними и теми же мастерами. На прицельной планке инкрустацией золотой проволокой выполнена надпись в рамке «Анастасу Ивановичу Микояну». На различных деталях можно увидеть растительные орнаменты в виде дубовых листьев и декоративных линий. С помощью техники инкрустации серебряной проволокой на казенной части стволов нанесен товарный знак гражданского оружия, произведенного на Тульском оружейном заводе – Т в овале, вписанном в треугольник. На прицельной планке выгравирована надпись «1944 год от тульских оружейников», а на ствольной коробке представлены изображения собак и оленей.
В коллекции нашего музея находится пистолет, произведенный на Тульском оружейном заводу в 1726 году, а ударно-кремневое охотничье ружье, представленное на действующей выставке, изготовлено в Туле в 1728 году, о чем говорит соответствующая надпись на замочной доске «1728 ТУЛА».
В конце 20-х гг. XVIII в. тульские оружейники начали делать охотничье оружие для императорского двора и знати, ориентируясь на лучшие западноевропейские работы и используя при этом разнообразные техники и методы оформления.
Данный образец охотничьего ружья принадлежал высокому государственному лицу. Ранее считалось, что он был изготовлен для императора Петра II – страстного охотника. Об этом подсказывали датировка и обилие государственной символики. Так, в его казенной части вырезаны Андреевский крест и герб Российской империи на щите.
Однако существует и иная точка зрения. Это ружье поступило в императорское оружейное собрание в 1730 году в числе конфискованного оружия знатного опального дворянского рода Долгоруковых. Поэтому есть основания полагать, что оно принадлежало князю Василию Лукичу Долгорукову – члену Верховного тайного совета, который после смерти Петра II стремился передать российский престол своей родственнице – обрученной невесте императора княжне Екатерине Алексеевне Долгоруковой.
Обратите внимание: ствол ружья - дамасковый. Замочная доска выполнена из латуни, что нетрадиционно для оружия этой эпохи, т.к. подобные элементы, в основном, изготавливались из стали. На ней помещены изображения охотника с копьем, трубящего в рог, охотничьей собаки и оленя. Ложа ореховая, прибор латунный, золоченый, помимо функциональных деталей включает фигурную пластину в виде двуглавого орла, укрепленную на шейке приклада в месте, предназначенном для гербового щитка.
Этот и другие удивительные экспонаты, непревзойденные шедевры тульских мастеров, можно увидеть на выставке в музее оружия.
Одним из наиболее необычных экспонатов, представленных на выставке «Шедевры тульских оружейников» в музее оружия, является кинжал «Шип». Он изготовлен тульским мастером А.М. Курбатовым в 2000 году и сейчас входит в состав коллекции Оружейной палаты Московского кремля. Общая длина оружия составляет 45,5 см, длина клинка – 23,5 см. Клинок изготовлен из дамасской стали.
Для работ мастера А.М. Курбатова характерно стремление выразить в металле определенные идеи, передать через художественное оружие свои мысли и чувства. Форма предмета, может служить символом, раскрывающим идею автора. В кинжале «Шип» мастер постарался раскрыть тему единства и противостояния «добро – зло». Рукоять кинжала в виде прекрасного цветка розы на стебле, с распустившимся бутоном и листьями символизирует добро. Ее форма не дает надежно ухватиться рукой, чтобы использовать кинжал как оружие. Клинок в форме острого шипа розы, в свою очередь, символизирует зло. Он напоминает, что у всех вещей в мире есть обратная сторона, которой следует опасаться.
Традиционно штуцером называли в XVI—XIX вв. нарезное, заряжающееся с дульной части ружье. Его скорострельность была изначально в несколько раз ниже, чем у гладкоствольных ружей, поскольку пулю приходилось досылать по нарезам в ствол очень туго, на что уходило несколько минут. Этот недостаток не имел существенного значения в охотничьем ремесле, который при этом компенсировался возможностью произвести более точный и сильный выстрел за счет повышенных баллистических качеств.
Штуцер двуствольный «ТУЛА 1743» имеет необычный для охотничьих штуцеров «перевертный» двуствольный блок, роднящий его с револьверным оружием. Вероятнее всего, подобный подход при создании этой конструкции позволял владельцу на охоте быстро произвести повторный выстрел, если зверя не удалось остановить с первого раза. Она появилась в Европе в середине XVII столетия, и ее воспроизводили в том числе мастера московской Оружейной палаты в 70-х гг. XVII в. При вращении относительно оси стволы меняются местами и фиксируются защелкой в положении, когда одна из батарей останавливается напротив курка. Стволы перемещаются рукою, рычажок, открывающий защелку, находится в передней части спусковой скобы.
Вертикально спаренные стволы штуцера дамасковые, в сечении восьмигранные, врезные мушки и щитковые прицелы медного сплава, золоченые на фигурных основаниях. Дамаск получали путем сварки стальных полос, которые навивались вокруг прута-оправки. Такая сложная процедура требовала исключительного мастерства кузнецов-ствольщиков. В результате применения особой технологии декора серо-белый дамасковый рисунок на поверхности стволов штуцера воспроизведен как черно-золотой. Согласно мнению ряда исследователей такая технология проявления текстуры дамаска использовалась в XVIII в. только в Туле.
Приклад и цевье штуцера выполнены из светлой ореховой древесины. Прибор ложи - из латуни, позолочен. Спусковая скоба стальная, на ней напаяна лента с гравированной надписью «ТУЛА 1743».
Изготовление художественно украшенных ружей в честь знаменательных дат - одна из традиций Тульского оружейного завода.
Двуствольное комбинированное охотничье ружье ТОЗ 34Е в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне создавала творческая группа оружейников - профессионалов: художник А.Ф. Лихов, гравер Е.И. Глинский, резчик по дереву И.В. Щербино, краснодеревщик В.Е. Лялин, слесарь-сборщик Н.И. Трофимов, ствольщики А.А. Сонин и Н.И. Копылов.
Тульские мастера выбрали сюжеты, связанные как с основными символами Великой отечественной войны, так и с ее событиями на территории Тульской области. На ствольной коробке насечкой серебром выполнены изображения Тульского кремля, памятника красноармейцу в г. Туле, Мемориала героическим защитникам Тулы на площади Победы и герба города Тулы. Для украшения использованы золото, серебро и перламутр.
Рассказ о мушкетоне, изготовленном в Туле в 1749 году.
Это дробовые ружья большого калибра, которые появились в России в XVII в. Наиболее ранние, дошедшие до нашего времени образцы относятся к петровскому времени и представляют собой боевое оружие с длинными стволами крупного калибра и без раструба. Мушкетоны нередко применялись в качестве дорожного оружия для защиты от разбойников, особенно при перевозке ценностей.
Представленный на выставке образец с надписью «ТУЛА 1749» имеет дамасковый ствол с глубоким травлением и характерным для данного типа оружия широким раструбом. В казенной части серебряной проволокой инкрустированы растительные завитки. Пришедшее в середине XVIII в. рококо привнесло в отделку оружия новые мотивы, которые дополнили сюжеты изящным растительным орнаментом с элементами рокайля – узором, напоминающим форму завитка раковины.
Данный мушкетон является яркой иллюстрацией непревзойденного мастерства тульских оружейников, их собственного стиля украшения оружия, сочетавшего в себе эстетические идеалы российской и западноевропейской культуры.
Рассказ о необычных изделиях тульских оружейных мастеров, изготовленных в XVIII в. специально для российских государей.
Довольно экзотично выглядит пара ударно-кремневых пистолетов 1750 года. Ложи пистолетов вырезаны из цельных кусков орехового дерева. Детали прибора — затыльники, спусковые скобы, замочные личинки, шомпольные трубки, а также гербовые щитки — покрыты резьбой, имитирующей художественную обработку металла, и окрашены темной краской. Гербовые щитки выполнены в виде двуглавых орлов, на груди которых помещен вензель императрицы Елизаветы Петровны. Самая хрупкая часть прибора, спусковые скобы, также сделанные из дерева, к сожалению, утрачены. Тульскому мастеру удалось создать иллюзию наличия металлических деталей, что, безусловно, говорит о высоком уровне его искусства. Такой зрительный обман — вполне в духе XVIII столетия – «века зрительных обманок».
Нельзя также не отметить изготовленные в 1757 г. в Туле эксклюзивные цельнометаллические карманные ударно-кремневые пистолеты с литыми серебряными ложами. Впервые эти пистолеты были упомянуты в описи собрания императора Петра III в 1763 г. Их конструкцию с одним спусковым крючком, которая позволяет последовательно сделать два выстрела, можно назвать уникальной.
На протяжении трех столетий в Туле развивается высокое искусство украшения оружия. Многогранный талант, творческое мышление и усердный труд – все это позволило тульским оружейникам создать собственный стиль декорирования, в котором органично соединились эстетические идеалы российской и западноевропейской культуры.
Эксклюзивные образцы художественно-украшенного оружия представлены на выставке «Шедевры тульских оружейников» в здании-шлеме музея оружия. Мы продолжаем знакомить вас уникальными изделиями тульских умельцев.
Алебарда – это разновидность средневекового древкового оружия с комбинированным наконечником. В течение XVIII в. в России применялась в качестве парадного и строевого оружия унтер-офицеров пехоты.
Образец алебарды, представленной на выставке, был изготовлен в Туле в 1761 г. по высочайшему заказу. Вероятно, она служила парадным вооружением телохранителей Петра III. Декор на наконечнике повторяет украшения на металлических деталях тульского огнестрельного охотничьего оружия, выполнявшегося в 1640-х – начале 1660-х гг. Орнамент, украшающий края топорика и крюка, имеет аналоги, например, на хранящемся в Музеях Московского Кремля тульском ружье 1767 г., которое, возможно, выполнено в мастерской Ильи Салищева.
Великолепные изделия туляков по праву являются шедеврами мирового уровня. Они находятся в собраниях крупнейших отечественных и ряда зарубежных музеев, а также в частных коллекциях.
Настоящей «изюминкой» выставки «Шедевры тульских оружейников» является пистолет-чернильница тульской работы, изготовленный в 1768 г. для императрицы Екатерины II. Его можно назвать как кабинетным оружием, так и настольным украшением. Обратите внимание: это ударно-кремневый пистолет со стволом длиной 4 см, калибра 9,4 мм, веса 1,3 кг, снабженный для устойчивости 3-мя ножками в виде человеческих ног в сапогах. Пистолет относится к терцерольному оружию, т.е. к оружию с отвинчивающимся стволом. Необычный дизайн пистолета-чернильницы связан с общеевропейским направлением первой половины XVIII в. — рококо, с его игривым и неожиданным представлением предметов. Оружие, соединенное с канцелярским прибором, превращено в занятную деталь интерьера. Ящичек, закрывающий пороховую полку, скорее всего, мог использоваться для фокуса с последовательным воспламенением двух затравок – холостой при исходном положении подсвечника и нижней пороховой затравки при смещенном подсвечнике. Также подсвечник мог служить зажигалкой в современном смысле. Если в ящичек под запальным отверстием поместить кусок трута, то при спуске курка этот пистолет будет выполнять функцию бытового огнива, то есть воспламенять трут от высекаемых искр. Кроме того, замок этого пистолета, по всей видимости, является самым ранним русским воспроизведением конструкции «бокслок», которая появилась в Англии в первой половине XVIII в.
Как в древности, так и в наши дни оружие не только выполняет утилитарные функции, но и нередко превращается в предмет искусства. Оно может обладать художественной ценностью, благодаря эстетике формы и богатой драгоценной отделке, а может, кроме этого, нести глубокий символический смысл, идею автора, переданную в образной форме. Такое оружие можно сравнить с картиной, которую художник пишет не на заказ, а для того, чтобы донести до людей свои идеи и чувства.
Подобные шедевры создаются тульскими оружейниками и в наши дни, пополняя коллекции лучших российских музеев. Так в Оружейной палате Московского кремля хранился кинжал «Анубис», созданный в 1998 году тульским мастером В. Д. Коптевым. Сейчас этот экспонат представлен на уникальной выставке «Шедевры тульских оружейников» в здании-шлеме Тульского музея оружия.
Кинжал «Анубис» относится к жанру кабинетных оружейных композиций. Его декоративное решение навеяно древнеегипетскими мифологией и искусством. Он воплощает образ владыки смерти и загробного мира – бога Анубиса, изображавшегося в виде человеческого существа с головой шакала или в виде шакала. Лаконичные формы и декор кинжала передают стилизованный образ изображения Анубиса. Кинжал удерживается собственным весом на подставке, на дуге которой покоятся концы защитной крестовины кинжала, своей формой напоминающие лапы. Таким образом, получается конструкция, напоминающая маятник или стрелку весов.
Такая форма подставки и крепления к ней кинжала выбраны не случайно. В древнеегипетской мифологии Анубис следил за установкой стрелки весов, на которых в загробном мире взвешивалось сердце умершего. Если оно весило легче или столько же, сколько весило перо богини справедливости Маат, значит, он вел праведный образ жизни и его душа достойна вечной жизни и блаженства в загробном мире. Если оно оказывалось тяжелее, сердце грешника пожирало чудовище Амат, а его душу в загробном мире ждали страдания. Кинжал удерживается на подставке в равновесии как стрелка на весах судьбы. Таким образом, в данную работу вложено не только мастерство работы с металлом, но и глубокий символический смысл. Сейчас она на время вернулась в Тулу, и ее можно увидеть на выставке «Шедевры тульских оружейников» в здании-шлеме Тульского музея оружия.
На выставке «Шедевры тульских оружейников», работающей в здании-шлеме Тульского музея оружия, представлен ряд уникальных, выдающихся по художественному оформлению предметов из московской Оружейной палаты. Одним из наиболее ярких является ударно-кремневое охотничье ружье 1744 года, принадлежавшее императору Петру III.
Резной «обронный» декор ствола и замка этого великолепного ружья выполнен по изобразительным образцам из французских гравированных альбомов XVII − начала XVIII в., которые выпускались специально для оружейников. В музеях России сохранилось немногим более десятка тульских ружей с подобными стволами с ярким и чрезвычайно трудоемким декором, и лишь у одного из них, хранящегося в Государственном Эрмитаже, известно имя мастера − Ильи Салищева. Возможно, и представленное на выставке ружье также изготовлено в мастерской Ильи Салищева.
Ствол ружья по всей поверхности орнаментирован в технике золотого оброна – рельефной резьбы по металлу с золочением заглубленного проканфаренного фона, на хвостовике в орнамент введена надпись «ТУЛА 1744». Замочная доска, курок и огниво декорированы в той же технике, что и ствол. В орнаментацию ствола и замка включены многочисленные изображения воинов, барабанщиков и трубачей, фантастических существ и охотничьи сцены. Ложа украшена резным стилизованным растительным орнаментом. Детали серебряного литого прибора декорированы в технике, имитирующей рельефную резьбу по металлу; в позолоченный орнамент включены изображения маскаронов.