Практически все предметы, хранящиеся и экспонируемые в нашем музее, можно назвать уникальными. Но есть среди них такие, которые сохранились до наших дней исключительно в малом количестве. Примером тому служит 47-мм пятиствольная морская пушка Гочкиса, изготовленная на Тульском оружейном заводе в 1896 году. Это был единственный случай в истории предприятия, когда на нем производили артиллерийские орудия.
Принятие на вооружение боевых кораблей подобной скорострельной артиллерии было обусловлено широким использованием в борьбе с броненосцами специальных быстроходных небольших судов и катеров, вооруженных шестовыми минами и торпедами.
Для защиты судов от подобных миноносцев российское Морское ведомство решило использовать скорострельные пушки, каковыми в то время считались многоствольные образцы. В 1875–1885 годах для проведения испытаний правительство закупает за границей скорострельные пушки различных систем, в том числе и Гочкиса, признанные лучшими, и было принято решение поставить на вооружение эти пушки двух калибров – 37 и 47 мм.
До 1886 года эти орудия для российского флота закупали во Франции на заводах Гочкиса. Но вскоре для обеспечения новых кораблей Балтийского и Черноморского флотов было организовано их производство на Тульском оружейном заводе, для чего там в январе 1887 года создали специальную пушечную мастерскую. Ее возглавил капитан Петр Никифорович Михайлов. Мастерская действовала до 1896 года. За эти годы было выпущено 296 пятиствольных пушек Гочкиса калибром 37 мм и 42 пушки калибром 47 мм. На заводе также было налажено и гильзовое производство, а частный патронный завод в Туле «Торговый дом Ф.Г. Фон Гилленшмидт» поставлял в мастерскую гильзы для снарядов и капсюли. Снарядов к пушкам системы Гочкиса было выпущено около 490 тысяч.
Выпуск пятиствольных орудий был прекращен по причине перехода на одноствольные 37-мм и 47-мм пушки Гочкиса. К тому же русско-японская война выявила неэффективность этих орудий в качестве противоминной артиллерии, и после окончания боевых действий пушки были сняты с вооружения боевых кораблей.
Состоит из пяти стволов, объединенных с помощью двух бронзовых обойм в блок, подвижно закрепленный на оси, и неподвижного стального короба в форме цилиндра с плоской гранью, расположенной снизу. Стволы конические, каналы нарезные. Мушка стальная, в форме шестигранной призмы с коническим верхом, смещена вправо от центральной оси и закреплена на передней обойме. Прицел стоечный. Блок стволов вращается вручную вокруг продольной центральной оси, передний конец которой закреплен на бронзовой раме, соединенной с коробом. Вращение стволов осуществляется при помощи колеса, расположенного на раме вертикально справа. Рама спереди имеет две полукруглые дуги, оставляющие открытыми дульные срезы стволов. На коробе слева откидная крышка; снизу двумя винтами прикреплена коробка спускового механизма с рукояткой пистолетного типа и спусковым крючком, закрытым спусковой скобой. Установка стальная, тумбового типа. Тумба коническая, покрыта краской белого цвета. На задней стенке короба выгравировано по кругу: Императорскiй Тульскiй оружейный заводъ (обозначение места изготовления); в центре – двуглавый орел (государственный герб Российской империи), 1896 г. На правой цапфе: 1892 г., № 2; на левой цапфе – Весъ 35 пуд.; на задней обойме слева – стрела, для разборки; справа – стрела, для сборки; на верхней части выбито: 9, 10, 147.