Есть такая профессия: художник по металлу.
В нашем музее хранятся образцы оружия с высокохудожественной отделкой. При их украшении оружия используются различные способы обработки металла и дерева: резьба, чеканка, литье, чернь, эмаль, наводка, насечка, инкрустация и другие. Но самым распространенным из них является гравировка.
Слово «гравюра» происходит от французского глагола «graver», что означает «вырезать на чем-либо». Гравировка известна с древнейших времен и применяется в изобразительном и прикладном искусствах, в печатном, ювелирном и оружейном деле.
Гравер обычно ручным способом выполняет изящные рисунки на поверхности различных материалов. Например, на ствольной коробке охотничьего ружья размером около 10 см или на деревянном прикладе воспроизводятся пейзажи, животные, сцены охоты, надписи или орнаменты.
Работа гравера не так проста, как кажется на первый взгляд: поверхность, на которую он наносит гравировку, должна быть обязательно чистой, ровной, гладкой; свет должен падать на изделие так, чтобы не было теней.
Главный инструмент гравера – штихели, которые отличаются друг от друга режущей кромкой в зависимости от глубины и размера наносимого рисунка. Обычно мастер кладет украшаемое изделие на опорную подушку, которую поворачивает в разные стороны, не меняя при этом положения руки со штихелем. Часто для большей выразительности готовую композицию или фон тонируют, то есть изменяют их цвет химическим способом.
Наш музей располагает инструментами, которые принадлежали известным мастерам Тульского оружейного завода – М.И.Почукаеву и И.И. Никольскому. Также мы храним граверные работы учеников Школы оружейного мастерства, которые вместе с красивым оружием представлены в новой постоянной экспозиции.