В годы Первой мировой войны появился новый род войск – авиация. Боевые задачи пилотов того времени сводились, в основном, к ведению воздушной разведки, корректировке артиллерийского огня и пропаганде, поэтому на самолетах отсутствовало какое-либо вооружение, и летчики брали в полет только личное оружие.
Со временем опыт боевых действий выявил необходимость обеспечения самолетов оружием для эффективной борьбы с вражескими дирижаблями и аэропланами. Несмотря на очевидность данной задачи, реализовать ее в то время было технически сложно, и было принято решение устанавливать на летательные аппараты ручные или станковые пулеметы.
В России первые попытки использовать в авиации стоявший на вооружении станковый пулемет системы Максима относятся к 1915–1916 годам. Первоначально эти пулеметы размещали на самолетах без изменений в их конструкции. Позже оружие несколько модернизировали. Например, в связи с тем, что поток воздуха в полете охлаждал ствол лучше, чем на земле, у пулеметов удалили кожух водяного охлаждения. Свой вариант «охлаждения пулемета Максима без воды» предлагал в начале 1916 года изобретатель Тульского оружейного завода П.П.Максимовский.
Для зарождавшейся авиации, кроме водяного охлаждения, пулеметы имели еще один существенный недостаток - значительный вес, доходивший до шестидесяти килограммов. В связи с этим были предприняты попытки создать для авиации облегченный вариант станкового пулемета.
В фондах нашего музея хранится опытный образец пулемета Максима с воздушным охлаждением. Его масса была уменьшена за счет наличия в коробе фрезерованных отверстий. Несмотря на то, что эта версия пулемета не была принята на вооружение первых боевых российских самолетов, тем не менее, она положила начало созданию специализированных образцов вооружения, принесшим в скором времени славу тульским конструкторам.