Администратор: +7 (4872) 47-22-41
Заказ экскурсий: +7 (4872) 31-10-04, excurs-arms@mail.ru
Все новости
Постоянная экспозиция
Выставки (6).JPG

Сабля

Описание
Клинок стальной, изогнутый, однолезвийный, без долов. Эфес состоит из рукояти и гарды. Рукоять деревянная, обтянута кожей ската (акулы – ?), с хвостовиком полосы соединена тремя стальными заклепками с фигурными шляпками, в которые вставлены полудрагоценные (?) камни. Гарда из медного сплава, состоит из крестовины с перекрестьем. С одной стороны на крестовине покрытие из желтого металла, с другой – многочисленные круглые гнезда, в которые вставлены полудрагоценные (?) камни. На конце крестовины с одной стороны сквозное отверстие, предположительно, для темляка. На клинке выбито: 1068.

В музейном собрании образцов холодного оружия имеется сабля, датируемая XVII–XVIII веками и возможно относящаяся к вооружению крымских татар. Основаниями для такого предположения служит форма клинка и эфеса с характерным загнутым в сторону лезвия навершием рукояти, обтянутой кожей ската. Крестовина гарды с перекрестьем изготовлена из серебра и с одной стороны позолочена. Кроме того, на правой стороне крестовины есть многочисленные круглые гнезда со вставленными в них полудрагоценными камнями. Головки заклепок на рукояти выполнены в виде фигурных шляпок со вставками из бирюзы, напоминающих по форме стилизованное изображение человеческого глаза.

Появление такого образа на оружии не случайно. Для турецкой культуры времен Османской империи и отчасти для культуры зависимого от Турции Крымского ханства было характерно использование защитных оберегов в виде глаза синего или голубого цвета. Такие обереги назывались «Назар» или «Назар бончук». Считалось, что если оберег треснул, то он принял зло, адресованное владельцу, и тогда от него надо было избавиться. Так как ислам не одобряет веру в амулеты и обереги, то почитание стеклянного глаза уходит своими корнями, скорее всего, еще в доисламское прошлое турок. Известно, что турецкие мастера изготавливали такие амулеты на протяжении сотен лет.

Однако такие памятники-обереги свидетельствуют не только о древних суевериях, но и в ряде случаев об искренней религиозной вере. Так, у арабов подобные амулеты изготавливались в форме раскрытой ладони часто с изображением глаза в центре. Они назывались «Хамса», «Рука бога» или «Рука Фатимы». Фатима – одна из дочерей пророка Мухаммеда, почитается мусульманами как образец богобоязненности и лучших нравственных качеств. По легенде, однажды при приготовлении пищи она, пораженная внезапным горестным известием, уронила ложку и продолжала помешивать еду рукой, не обращая внимания на боль. С тех пор изображение ее руки стало символом терпения и веры.

Инвентарный номерТГМО КП-2412

ДатаXVII - XVIII вв.

Материал, техника изготовленияСталь, дерево, кожа, медный сплав, поделочный камень, желтый металл. Ковка, литье.

ПроизводительМесто производства - Крым

РазмерыДлина общая - 101,5 см. Ширина клинка - 3,2 см

ФондОружие холодное и метательное

Музейное кафе Музейное кафе
Выставки Выставки
Школа тульских мастеров Школа тульских мастеров
Тир Тир
Сувенирная лавка Сувенирная лавка
Библиотека Библиотека
Победа РФ
Победа РФ
Победа РФ
Гранты России
Проект «Лица Победы»
Коллекция музея в 3D Коллекция музея в 3D
Пушкинская карта Пушкинская карта
Добровольцы России
Добровольцы России
КУЛЬТУРА.РФ