В музейном собрании образцов холодного оружия имеется сабля, датируемая XVII–XVIII веками и возможно относящаяся к вооружению крымских татар. Основаниями для такого предположения служит форма клинка и эфеса с характерным загнутым в сторону лезвия навершием рукояти, обтянутой кожей ската. Крестовина гарды с перекрестьем изготовлена из серебра и с одной стороны позолочена. Кроме того, на правой стороне крестовины есть многочисленные круглые гнезда со вставленными в них полудрагоценными камнями. Головки заклепок на рукояти выполнены в виде фигурных шляпок со вставками из бирюзы, напоминающих по форме стилизованное изображение человеческого глаза.
Появление такого образа на оружии не случайно. Для турецкой культуры времен Османской империи и отчасти для культуры зависимого от Турции Крымского ханства было характерно использование защитных оберегов в виде глаза синего или голубого цвета. Такие обереги назывались «Назар» или «Назар бончук». Считалось, что если оберег треснул, то он принял зло, адресованное владельцу, и тогда от него надо было избавиться. Так как ислам не одобряет веру в амулеты и обереги, то почитание стеклянного глаза уходит своими корнями, скорее всего, еще в доисламское прошлое турок. Известно, что турецкие мастера изготавливали такие амулеты на протяжении сотен лет.
Однако такие памятники-обереги свидетельствуют не только о древних суевериях, но и в ряде случаев об искренней религиозной вере. Так, у арабов подобные амулеты изготавливались в форме раскрытой ладони часто с изображением глаза в центре. Они назывались «Хамса», «Рука бога» или «Рука Фатимы». Фатима – одна из дочерей пророка Мухаммеда, почитается мусульманами как образец богобоязненности и лучших нравственных качеств. По легенде, однажды при приготовлении пищи она, пораженная внезапным горестным известием, уронила ложку и продолжала помешивать еду рукой, не обращая внимания на боль. С тех пор изображение ее руки стало символом терпения и веры.